Купленные за бюджетные миллионы большие автобусы ржавеют без водителей

283

Запорожский мэр Владимир Буряк не устает находить поводы, чтобы похвалить себя любимого. Одним из поводов для саморекламы градоначальника была закупка для Запорожья новых вместительных автобусов за огромные бюджетные деньги. Однако оказалось, что пока эти автобусы приносят больше проблем и убытков, чем пользы

Переезд с проблемами

В редакцию «Субботы плюс» пришел мужчина и представился работником коммунального предприятия «Запорожэлектротранс». Он рассказал много интересного о деятельности этого КП. Однако представиться мужчина отказался, опасаясь увольнения. Зато согласился привести на встречу с журналистом еще двух своих коллег, которые могли бы дополнить его рассказ.

История злоключений многих работников КП «ЗЭТ» началась после того, как в августе им объявили о скором переезде уже купленных большегрузных автобусов из парка в районе проспекта Металлургов на «дальний» Космос – в троллейбусное депо на улице Складской. Естественно, переезжать автобусы должны были вместе с водителями. Эти водители сопротивлялись переезду, как могли: убеждали руководство «Запорожэлектротранса» в нерентабельности таких действий и даже собирали подписи работников КП против инициативы начальства.

Не помогло. Четвертого декабря автобусный парк «ЗЭТ» был перемещен на Космос. И водители «большегрузов» сразу прогнозировано столкнулись с целым рядом проблем.

Ремонты за счет водителей

На новом месте не оказалось смотровых ям для осмотра автобусов – фактически, сегодня запорожские «большегрузы» осматриваются через пень-колоду. Да и проводить такие осмотры особо некому – квалифицированных слесарей в депо практически нет.

Кроме того, негде помыть большие автобусы – работники троллейбусной мойки отказываются обслуживать «безрогие» машины со словами «нам за это не доплачивают». Грязную машину на маршрут не выпустят, поэтому водители моют подотчетные автобусы самостоятельно. Можете себе представить этот труд – все-таки не «легковушку» ополоснуть.

В целом, слова «самостоятельно» или «за свой счет» водители слышат от руководства довольно часто. Необходимые запчасти покупаются за счет водителей, за их деньги также проводятся ремонты. Но на всё личных средств работников просто не хватает. Именно поэтому на большинстве старых машин резина на покрышках стерлась почти до нуля, а в половине из них не работает система отопления. Также во многих большегрузах в радиаторы залита обычная вода вместо антифриза. И, если грянут большие морозы, радиаторы может просто разорвать льдом.

Из меньших неудобств – теперь отдельные водители вынуждены в конце смены ехать в парк через весь город (например, водитель завершил работу на Бородинском, а сдавать машину ему нужно на Космосе). В результате у работников уходит гораздо больше времени на дорогу на работу и домой. Причем можете себе представить уровень проблемы, если человек живет на Бабурке, а его смена закончилась ближе к полуночи, когда транспорт уже почти не ходит.

Штрафы вместо зарплаты

Весьма плохо у водителей «ЗЭТ» и с оплатой труда. В объявлениях о приеме на работу водителей условия труда звучат неплохо – высокая зарплата, социальный пакет. Но на деле, чтобы получить неплохие деньги, водители должны каждый день наездить определенное количество часов и сдать высокую выручку. Но такое положение вещей бывает редко.

Гораздо чаще работники КП могут нарваться на штрафы от руководства за несдачу плановой дневной кассы. И водители, бывает, вынуждены работать в две смены – с четырех утра до 23.00. При этом – не забывайте! – они еще должны проверить машины и помыть их. О качестве проведенного после двух рабочих смен осмотра (как и о безопасности движения автобуса с измотанным водителем за рулем) можно только догадываться.

Назвать использование автобусов выгодным для города тоже язык не поворачивается. Так, выходя на маршрут в пять утра и возвращаясь в парк к восьми, водители особых доходов не привезут – в такую рань людей на остановках еще мало. Чтобы хоть немного поднять выручку, днём «большегрузы» пускают по проспекту Соборному. Однако в экономическом плане такие поездки не оправданы – на топливо только для одного автобуса в день тратится до двух тысяч гривен. И «отбить» эту сумму нереально, учитывая обязательную перевозку машинами КП льготников. На замечания работников руководство «Запорожэлектротранса» машет рукой – мол, это не ваши проблемы, деньги на топливо выделены из бюджета.

Бюджет не жалко…

Но наиболее интересна судьба 15 новых автобусов, которыми так любит прихвастнуть запорожский градоначальник. Они вообще почти не выезжают на маршруты. По словам работников «ЗЭТ», причина этого весьма банальна – не хватает водителей. Вот и стоят «большегрузы» в парке, ржавеют. Разве что иногда водителям других автобусов звонят с просьбой «покататься» на новых автобусах часок-другой, «чтобы люди видели».

Журналист «Субботы плюс» пришел в депо на Космосе и лично убедился в сказанном. Тринадцать больших автобусов стояли рядком на территории парка. Еще два заехали туда прямо на глазах корреспондента. И это происходило в будний день, в разгар часа пик – восемь часов утра!

Конечно, нам стали интересны объяснения сложившейся ситуации со стороны руководства «Запорожэлектротранса». Генеральный директор КП Юрий Папач сначала весьма охотно откликнулся на нашу просьбу о комментарии. Но позже, узнав тему разговора, директор начал скрываться. А через несколько дней вообще сослался на занятость и переадресовал наши вопросы своему заместителю. Который ушел в отпуск.

За начальство оставили отдуваться руководителя службы эксплуатации Николая Миндарева:

– На Космосе парк автобусный образовали, потому что там места больше, а мы ещё автобусов купить хотим. Сейчас вот ездит только пять новых автобусов семнадцатого маршрута, потому что мы «тестируемся» – смотрим, сколько людей в автобусах, слушаем их отзывы, чтобы знать, добавить ещё транспорта или убрать. И водителей именно сейчас на эти автобусы набираем, объявления развешиваем. Поэтому часть машин простаивает, пока водители приходят к нам, стажируются. А в парке сейчас «постоянно» стоят не только новые автобусы, а и те, которые находятся на ремонте.

Но эти пояснения только добавили вопросы к уже имеющимся. Так, остается неясным, зачем закупали большие автобусы, если не был исследован пассажиропоток на маршрутах – а значит, неясно, нужны ли «большегрузы» вообще. Также неясно, каким образом руководство «ЗЭТ» планирует привлекать новых водителей – нельзя же развешивание объявлений по столбам считать работой с кадрами.

В январе в Запорожье приедут еще 20 больших автобусов, купленных в лизинг (разновидность рассрочки). Также в городском бюджете на следующий год заложены 65 миллионов гривен для приобретения еще 15 большегрузов. Еще в мэрии хотят получить 55 автобусов в кредит, еще полсотни – все в тот же лизинг, и пять электробусов приедут к нам в рамках Киотского протокола (в качестве оплаты за невыбранные лимиты на загрязнение окружающей среды).

Где они разместятся, кто будет ремонтировать и управлять этой тучей «большегрузов» – неизвестно. Но, похоже, в мэрии этим не озабочены. Как там ответили водителям руководители «Запорожэлектротранса»? «Это не ваши проблемы, деньги-то тратятся бюджетные».

Марина Богуславская

Вам также могут понравиться