Около 400 лет назад казаки основали село на левом берегу Днепра, напротив острова Хортица.
Со временем село стало богатым. А к середине
20 века исчезло, поглощенное растущим мегаполисом. На сегодня от села остались только несколько хат-мазанок да воспоминания
Давнее начало
По одной из легенд, в конце 16 века на территорию будущей Вознесенки пришел казак Иван Нескреба с товарищами Летючим, Гайдуком, Кошеницей, Зозулей, Хозой. Они и основали село, получившее название по фамилии казачьего лидера – Нескребивка.
После постройки Александровской крепости в посёлок приезжали жить отставные солдаты, крестьяне с Полтавщины и других губерний. В 1795 году Нескребивка получила статус военной слободы и была переименована в Вознесенку.
Путепроводом между Александровском и деревней был мостовой переход через реку Сухая Московка и Капустяный овраг (длиной около 90 метров).
Село являлось казённым (в противовес помещицкому). То есть, население считалось свободным, хотя (до отмены крепостного права) и прикрёплённым к земле.
Советский украиновед, специалист по истории Запорожского казачества Дмитрий Яворницкий (1855-1940) писал: «Вознесенка тянется вдоль Днепра на две-три вёрсты по каменисто-песчаному взгорью. В Вознесенке есть волость, церковь, школа».
Запорожцы жили на этом участке земли весьма зажиточно. В основном люди занимались земледелием, каменоломеным делом, рыбалкой. Причиной состоятельности селян можно назвать выгодное месторасположение Вознесенки. Рядом находились переправа через Днепр и несколько больших трактов. Это позволяло полностью раскрыть торговый потенциал местных купцов.
Вот что писал о тех временах русско-украинский писатель и этнограф Александр Афанасьев-Чужбинский в произведении «Поездка в Южную Россию»: «Село Вознесенское довольно многолюдно, жители его занимаются преимущественно хлебопашеством; рыболовство ограничивается самым небольшим числом рыбаков, промышляющих рыбу почти только что для домашнего обихода. В этом селении замечателен казённый центральный хлебный магазин, корпуса которого придают Вознесенскому вид городка, раскинутого наполугорке».
В 1823 году на самой высокой точке местности (в районе нынешнего бульвара Центрального) возвели церковь Вознесения Господнего. Недалеко от нее в находилось кладбище, которое тянулось почти до речки Сухая Московка. В 50-х годах 20 века храм разрушили.
Легендарные остатки
Запорожье с каждым годом всё разрасталось. В 1927 году, одновременно с началом постройки «Днепрогэса», Вознесенку вместе с селами Кичкас и Новониколаевка внесли в состав Запорожья. С тех пор село начало разрушаться. На сегодня от него остались только несколько глинобитных домов, стоящих на тупиковой улице Толстого (ниже улицы Победы, за пятой горбольницей).
Сохранились несколько легенд и объектов, связанных с исчезнувшим селом.
Старый Мариупольский тракт. Остатки 200-летней брусчатки мы можем наблюдать и сегодня – сохранился участок этой дороги от нынешней трамвайной остановки «Бульвар Центральный» до пересечения трамвайных путей с улицей Победы. Согласно историческим записям, в 1820 году по Мариупольскому тракту проезжал русский поэт Александр Пушкин. А в 1843 году старая дорога видела украинского гения Тараса Шевченко.
Тарасова груша. С украинским поэтом связана еще одна легенда. Когда Тарас Шевченко был в августе 1843 в наших краях, он остановился на ночь в доме местного жителя Прокопа Булата. Ночь была жаркая, и поэт попросился поспать под грушей-дичкой, растущей во дворе Булата. Ныне дереву, огражденному небольшим заборчиком, уже больше 200 лет. Впрочем, есть иная версия – мол, Шевченко спал под другой грушей, которая росла ближе к Днепру и до наших дней не дожила.
Старые домики. Застать хотя бы одного обитателя старых хат-«мазанок» нам долго не удавалось. Хозяева 200-летних хибар посетителям были однозначно не рады. После нескольких попыток мы таки встретили хозяина дома №18 на улице Толстого.
Мужчина неопределенного возраста с ходу повел себя агрессивно, начал выспрашивать, кто его «заказал». Но потом смягчился и даже представил своего пса Шарика. Однако представиться и сообщить, как долго он живет в своем доме, владелец Шарика отказался. Рассказал только, что раньше работал сторожем в расположенной рядом армянской церкви.
Потом абориген поведал странные и жуткие подробности своей жизни в остатках старого села:
«Здесь всё на костях. Недавно вода прорвала, копнул – кости. Вызываю полицию, вместе с ними подъезжают эксперты. Вместе собираем «сборную» – череп, позвоночник, руки, ноги. Недавно во дворе начал копать фундамент – глядь, опять кости! Сначала я их в сарай отнёс, потом я захоронил, помолился и домой пошёл». Учитывая то, что где-то рядом с улицей Толстого было кладбище Вознесенки, истории о найденных человеческих останках имеют право на жизнь.
Покидая недружелюбного хозяина старой хаты, задумываешься: сколько еще интересных историй из прошлого хранит наш промышленный город? И когда власть перестанет рассказывать о развитии туризма, и покажет это развитие на самом деле? И остатки Вознесенки, кстати, могли бы стать одним из мест паломничества туристов.
Оксана Щербина