Запорожский этнограф рассказал интересные факты о национальных особенностях похорон

Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Однако, на вопрос: «Что значит быть украинцем?» В период поминальных дней, мы решили разобраться, как код нации отображается в таком явлении как смерть. Помог нам в этом запорожский этнограф Свитовит Пашник — Верховный волхв духовного цента «Русское православное коло».

КОД НАЦИИ

«Код нации, это то, что заложено в человеке на уровне подсознания, — считает Свитовит. Что определяет самобытность народа. Все народы имеют свои особенности, которые позволяют им объединяться (духовно, территориально, языково). Человек – тварь общественная и должна действовать сообща, объединяясь в семи, роды, нации. А духовность, это некая защитная оболочка от поглощения другими нациями. Мы создавая веками свои обычаи , ритуалы, основными в жизни каждого человека есть: рождение, венчание и похороны. 

Мы живем на Богом данной земле. Но и на ней есть особые по красоте и по значимости места, такие как, например остров Хортица. По форме он напоминает лодку. И захоранивая тут, наши предки полагали, что эта «лодка» и перевозит умерших  в Рай. Где душа, попадая после смерти на небеса и объединившись там с Богами, через некоторое время соединяется с захороненным в землю телом, перерождаются, создавая новую жизнь. Неся собой поколениями тот самый код нации. Поэтому мы при жизни должны беречь свою землю, свой род, что бы было куда вернуться новым поколениям. На Хортице сегодня насчитывается 6 курганных групп и в общем около 129 курганов. А захоронений, которые стерты с лица земли гораздо больше.

Кстати, модная сейчас юридическая процедура завещание перед смертью, ведь пошло из народного фольклора. Много были и сказок, где отец перед смертью собирал сыновей и давал им заветы. Но если раньше это были наставления, передача своего жизненного опыта, то сегодня – сугубо материальные блага.

Люди пожилого возраста, как правило, готовились к своей смерти. Они откладывали деньги на похороны, собирали вещи, необходимые для обряда, что символизировало практичность и заботу друг о друге поколений. Что бы для детей и родственников, похороны были не очень накладны. Хотя, некоторые считали и считают это накликанием на себя смерти.

СТРАШНА ЛИ СМЕРТЬ

Для нормальных семей, смерть близких людей  – это конечно большое горе. Но так как вера наших предков полагала, что люди перерождаются, попадая в другом обличии вновь на землю. В некоторых Карпатских поселениях люди, идя на похороны плакали, а возвращаясь с самого захоронения, радовались скорой встречи с умершим вновь. Но в большинстве областей был траур, но не страх, считая процесс совершенно природным. Сегодняшняя традиция поминания усопших посредствам выпивания спиртного тоже как-то способствует расслаблению и уменьшению переживаний. Но, тут главное не сорваться. Но, нужно понимать, что жизнь не заканчивается и всегда есть о ком заботиться, родные, дети внуки

ОБРЯДЫ

Обряд похорон обычно начинался в доме усопшего, куда приходили самые близкие родственники и священник на всеношной. Где, зажигали свечи, клали снедь со своего поминального стола и к гробу. На утро гроб выносили, при этом трижды нужно было стукнуть им об порог дома, некий обряд прощания. Причем гроб нередко изготовляли заранее, ожидая, что кто-то из семьи на пороге смерти. Но, оставив гроб в сенях, чтоб он не был пустыми его засыпали зерном, которое, как считалось, оттягивала этот самый момент смерти. И уже во дворе организовывалась траурная процессия из всех кто пришел попрощаться с умершим. И уже гроб с ним отправляли в дорогу (последний путь). Причем гроб ассоциировался с лодкой, отправляющейся в вечность. И эту дорогу в вечность засевали зерном, символом плодородия. Чтобы человек быстрее возродился вновь. Нужно отметить, что зерно неотъемлемый атрибут также при рождении и венчании. Процессию возглавлял человек несущий символ священности – крест, затем крышку гроба с караваем с солью в центре, за которыми сам священник, считавшийся проводником между мирами. Сам гроб часто везли на волах, символизирующих Бога Велеса, покровителя подземного мира. Замыкали процессию все остальные с венками и цветами.

Могилу, символизирующую лоно матери-Земли выкапывали заранее. В нее и опускали, гроб-лодку, форму которого считали фаллическим символом. Тем самым инсценирую процесс оплодотворения земли для зарождения новой жизни. А так как в гробу уже с усопшим оставались семена, процесс засыпания могилы напоминал посадку грядки. До появления гробов, людей вообще хоронили в сырую землю в позе эмбриона (зародыша). Те кто был побогаче могли позволить обернуть его тканью. Гробы появились лишь с появлением лодок и соответственно их культом.

У нас в большинстве случаев хоронили и хоронят головой на Запад, ногами на Восток, чтобы умерший мог наблюдать рождение солнца. На Хортице могилы обкладывали камнями в виде носа лодки, также направляющегося на Восток.

Сама возвышенность могилы символизировала беременность матери-Земли, на которую устанавливали стелу фаллической формы. Позже стелы стали в мужеподобной формы, также символизирующие оплодотворение земли, возрождая жизнь. Т.е. отец-небо (душа) соединяется с матерью-Землей (телом), что и предвещает возрождение. Пред закапыванием, каждый из участников должен был кинуть три горсти земли (Бог любит троицу) при этом произнося пожелания покойному. 

Венцом обряда было «запечатывание», вокруг которого было много споров во все времена и даже сейчас. Мы всегда общаемся с нашими предками, считается, что их души приходят к нам на большее религиозные праздники. Даже была традиция, перед тем как садиться за праздничный стол, протирать лавку. С духовной точки зрения, это означало не задеть душу предков. Так вот запечатывание — давнишняя традиция, пришедшая к нам со времен Иисуса Христа. Когда римляне, замуровав пещеру с ним камнем, который опечатали сургучом. Затем на входах в склепы ставили родовые печати. Священнослужители должны закачивать обряд печатью на могиле тем крестом, с которым они его проводили или трезубом, присущем Украине. А спор в том, что якобы эта печать не позволить душе выбраться на небеса. Но, я считаю, что душа всегда свободна и никаких преград для нее нет.

Затем священник окроплял могилу священной водой, зажигал над ней свечку, символ зарождающегося солнца. После этого все присутствующие должны были умыть руки, во-первых в соображениях гигиены, а во-вторых,  чтобы очистить душу покойного и испробовать ритуальный хлеб, который разламывали и часть оставляли на могиле. Это символизировало единство рода.

Заканчивалась церемония поминальным обеда уже не только среди близких родственников а и всех участников. Как правило, хоронили покойного на третий день  для того, чтобы вся родня, даже дальняя (с географической точки зрения) смогла успеть на прощание с усопшим. Т.к. транспортное сообщение между населенными пунктами было не самым быстрым. Специальной еды на поминальных обедах не было, единственное варилась кутя. Гости, выпивая не «чокались» чтобы успокоить душу усопшего, так как испокон веков звон бокалов был признаком веселья.

СИМВОЛЫ

Крест при захоронении символизировал мачту, с помощью которой гроб-лодка мог добраться до рая. Даже распятие напоминает растянутые на мачте паруса, позволяющие судну плыть. Надо сказать, что некоторые вещи, используемые в быту перешли в духовный мир. Так например, форма креста у различных народов, зависела от формы оконной рамы, в домах и храмах жителей этой местности. Отсюда и кресты, округлые, вытянутые, равносторонние. 

Ритуальный хлеб, который несли на крышке гробы во время похоронной процессии, был символом всего человеческого рода. Сам хлеб, с выемкой посредине, символизировал женское лоно, но уже оплодотворенное для продолжения рода. На это указывала горстка соли в центре хлеба, напоминающая мужское семя.

Ритуальными рушниками тоже пользовались на обрядах, подстилая их по хлеб, перевязывая на руках, даже опуская на них гроб в могилу. Символизировали они дорогу, последний путь, в который отправлялся покойный. Переходи в другой мир.

Венки и цветы. Как и на всех больших праздниках использовались цветы, Рождественские венки в качестве оберега. Круглая форма венка связана тоже с женским лоном. На празднике Ивана Купала венки пускали по воде, что символизировало очищение, возрождение. Эти венки имели внутри крестовину, на которой устанавливали свечку. Это никакое не гадание на «суженного», а поминание предков. При наступлении темноты, огонек свечи как бы перемаргивался с мерцающими звездами – душами наших предков. Считалось, что после смерти душа тоже проходя через округлую форму венка возрождается.

Музыкальные оркестры сегодня заменили ритуальны обрядовые песни, с которыми провожали усопшего. Их содержание восхваляло покойного и желало земли пухом и скорейшего возрождения. Музыканты на похоронах тоже были, но не все их могли себе позволить. Как правило, священнослужители этим и занимались, до тех пор как в церкви запретили использование музыкальных инструментов. 

ЗАКАПЫВАТЬ ИЛИ СЖЫГАТЬ

Помимо захоронения в землю существует процедура кремации. Под обычное захоронение выделяется много, в том числе плодородной, земли. Кремирование, сжигание трупа, было присуще народам, у которых мало пахотных земель. В отличии от степных местностей, где наоборот много степей и совсем нет лесов, соответственно и дров для сжигания. Хотя археологи не находят захоронений Трипольской поры, видимо тогда было сжигание трупов. В некоторых бедных районах Индии, где все трупы сжигают, иногда из-за недостачи дров, полуобгорелые тела просто кидают в Ганг, что не приемлемо.

Археологи фиксировали также факты, когда в Северных районах, когда земли промерзали, и никакой лопатой их не взять усопших сжигал. Но, остатки (кости) все равно оставались. И чтоб звери их не растаскивали, упаковывали в какой-либо материал и ждали до весны. С наступлением тепла, помещали в глечики и уже закапывали в землю. Так образовывались курганы. Соответственно и сам обряд несколько был иным.

Оба варианта не противоречат нашей стародавней вере. И к захоронениям, в различных климатических регионах, относились, в том числе и с рациональной точки зрения. Сегодня кремирование более гуманный метод захоронения по отношению к природе. Поэтому обряды со временем могут корректироваться, но их духовность, заложенная нашими предками обязательно должна оставаться. В любом случае, прах возвращается в землю, а душа на небеса, чтобы затем соединиться.

ПОМИНКИ

Первые поминки организовывали на третий день от смерти, т.к. в это день, как правило, и хоронили. Потом на девятый день, это связанно с календарной системой, считалось что именно в этот период старое солнце умирало новое рождалось. И в тогда же молодой месяц обретал форму лодочки, который и перевозил душу-солнце. Отсюда и считается, что именно на 9-ый день душа попадает в рай. На девятый день от рождения ребенка клали в колыбель. А молодожены на 9-ый день после свадьбы садились в телегу и объезжали своих родственников, так называемый медовый месяц.

На 40-вой день этот месяц-лодочка доставляет душу на седьмое небо, где и происходит соединение с Богами и предками. В этот день и поминают еще раз. На 40-ой день после рождения ребенка приносили в храм, где крестили, присоединяли к роду. С этих пор человек считался земным. А молодые на 40-ой день после свадьбы возвращались из свадебного путешествия, считаясь полноценной семьей».

Ирина Ладан

ЗапорожьеОбрядыпохороны в УкраинеСвитовит Пашникэтнограф