Похоже, что таким образом городская власть хочет застраховать себя от возможного уголовного преследования
Раздача бесплатного жилья во времена СССР – один из весомых аргументов сторонников канувшего в Лету советского строя. Впрочем, квартирная очередь существует и сегодня. Вот только шансов получить вожделенные квадратные метры у малоимущих запорожцев практически нет. Ведь в очереди за коммунальным жильем первыми стоят глубоко бедствующие полицейские чины и прокуроры
Как это работает?
Когда в Запорожье строится жилье, громада получает процент квадратных метров от общей площади стройки. Также в коммунальную собственность передаются квартиры, чьи собственники умерли, а наследники отсутствуют. Есть также довольно редкий вариант, когда жилье в новостройках выкупает государство и передает в пользование общине.
Итак, в городской собственности появилась квартира, а в штате (например) полиции – некий нуждающийся в жилье человек. Управление полиции просит мэрию выдать коммунальную квартиру в пользование данному нуждающемуся – как служебную. Немногим позже то же управление полиции просит ту же мэрию исключить упомянутую квартиру из числа служебных и оформить на нее ордер на имя нуждающегося полицейского.
Органом, который принимает решение о выводе квартир из коммунальной собственности и передачи их в частные руки является исполнительный комитет запорожского горсовета (исполком), который в своем большинстве состоит из чиновников мэрии и лояльных к городской власти персонажей. Решения исполкома подписывает лично мэр.
Нищета на «Лексусе»
Жил-был в Запорожье скромный полицейский Виктор Калашник. Дослужился этот честнейший человек до руководства всей городской милицией Запорожья. На пенсию господин Калашник ушел три года назад, после событий на Майдане. С тех пор бедствует служака, вынужден носить наручные часы всего-то за двести тысяч – а это, как известно, уровень майора обновленной полиции, но никак не милицейского полковника.
А еще у Виктора Калашника есть зять Антон, который должен помогать престарелому отставнику. Но с каких шишов брать эту помощь? Ведь у молодого (в меру) человека денег – как кот наплакал. Ну, руководит Антон двумя фирмами. Ну, сделал в третью уставной взнос в четверть миллиона. Ну, прикупил себе в последние годы парочку автомобилей – «Лексус» и «Фольцваген». Но в остальном – нищета нищетой.
С дочерью (женой Антона) Виктору Калашнику повезло еще меньше – та работает судьей. И ей, как и каждой честной судье в Украине, в 2011 году щедрыми неизвестными была подарена квартира на сто квадратных метров. А на дорогую «Тойоту RAV-4» судья сама накопила – наверное, по ночам, в перерывах между изучением сотен административных дел, вязала макраме и резала оригами. В общем, скитается судейско-коммерческая семья. Крабов недоедают, мартини в горло не лезет.
И не выдержал господин Калашник, взвыл от несправедливости и неустроенности. Услышали эти страшные звуки в мэрии, и решили в 2016 году подарить бывшему полковнику квартиру двухкомнатную. И – подарили. В центре, на улице Запорожской. Но не стал благородный мент жить в этой квартире. По старой привычке «работа – прежде всего» Виктор Калашник открыл там магазин детской одежды. Теперь, похоже, бедолага вынужден спать на мешках с ползунками и тюках с памперсами. Плохо, спит, наверное. Все мыслями мучается: «А как же там бедные бесквартирные запорожцы, не замаялись по тридцать-сорок лет в очереди на жилье стоять, впятером в одной комнате жить?».
Бомж-чиновник с двумя миллионами
Зато кто хорошо спит, так это Виктор Хомутов, нынешний начальник Днепровского райотдела Запорожья. Еще в 2015 году с разрешения местной власти он получил возможность приватизировать служебную трехкомнатную квартиру в новостройке на Набережной. И не беда, что в том же году жена господина Хомутова приобрела две машины (BMW X6 и Suzuki SX4) общей стоимостью за миллион гривен. Ведь лишняя квартирка за казенный счет еще никому не мешала.
Не помешала она и Сергею Васильеву, начальнику Заводского райотдела полиции. Расположены трехкомнатные аппартаменты в том же доме на Набережной, что и у его коллеги Хомутова – правда, ордер господин Васильев получил только год назад. Конечно, и до этого гражданин начальник не бедствовал – его жена еще с 2012 года владеет домом на 200 квадратных метров. Но разве благодетелей из запорожского исполкома это могло смутить? Нет, не могло. И не смутило.
Была квартира служебной – стала частной. Подобная прибыльная история приключилась и с бывшим начальником городской ГАИ, а ныне – руководителем транспортного департамента запорожской мэрии Александром Власюком. Ни сбережения семьи Власюк (2,5 миллиона гривен), ни наличие у четы двух авто общей стоимостью в 600 тысяч не удержали городских чиновников от широкого жеста. И в 2016 году двухкомнатная служебная квартира на улице Гоголя плавно превратилась в личное жилье Александра Власюка.
А вот следующий счастливый обладатель бывшей казенной квартиры известен не только как рьяный блюститель порядка. Об экс-начальнике Орджонекидзевского РОВД Дмитрие Касай можно найти кучу гадостной информации. То он якобы с пунктов приема металла дань собирал, то нелегальные маршрутки крышевал, то какие-то личные счеты сводил до появления кровавых пятен на стенах райотдела. Враги врут, наверное. Сводят, так сказать, счеты за службу верную и принципиальность легендарную.
Видать, именно за счет своей принципиальности и легендарности господин Касай накопил к 2015 году миллион гривен, дом на 180 квадратных метров и пару земельных участков: один под Разумовкой у Днепра, второй – под Одессой у моря. Единственное, чего не хватало бывшему милиционеру, так это своей квартиры. И он, как вы уже догадались, милостью и щедростью запорожского исполкома данную квартиру получил в 2016 году. Да не простую, а элитную – в поселке «Ренессанс» на Великом Луге, площадью почти 150 квадратных метров и стоимостью под миллион гривен.
Всего за последние семь лет работники запорожской полиции получили в собственность 89 коммунальных квартир.
Бесплатная квартира? Дайте две!
Местным прокурорам также улыбнулась удача в виде дармовых квадратных метров от мэрии. Как и в случае с полицейскими, зачастую удача выбирала самых нуждающихся носителей синих погон.
Взять хотя бы уже бывшего прокурора Андрея Акрытова. Того самого, которого экс-мэр Александр Син назначил в последний год своего бесславного правления руководителем городского департамента архитектуры (данным назначением градоначальник пытался задобрить «прокурорских», которые уже давно зуб точили на вороватого бургомистра). Так вот, господин Акрытов и его жена являются совладельцами 12 фирм(!), богатой коммерческой недвижимости, 80 тысяч долларов наличностью и двух квартир в Бердянске. И бесплатное жилье на сотню «квадратов» в Запорожье, полученное еще в 2013 году, отлично вписывается в историю успехов прокурорского семейства.
Начальник отдела областной прокуратуры Дмитрий Старченко в 2011 году получил двухкомнатную квартиру в довесок к 100-метровым аппартаментам, квартире в Разумовке и шикарному BMW X5. Его коллега, люстрированный в 2015 году заместитель областного прокурора Алексей Воронов, не побрезговал 60 квадратными метрами коммунального жилья, которые ему разрешили приватизировать пять лет назад. Теперь господин Воронов наверняка сушит голову, где же ставить автопарк его семьи – а это четыре иномарки общей стоимостью около миллиона гривен.
Но есть среди прокуроров особые люди, идущие с нуждой по жизни. Им, как хорошим, но бедненьким мальчикам, Дедушка Мороз выдал по две коммунальные квартиры за несколько лет! Например, прокурор Сергей Шмаленя первую дармовую квартиру в Запорожье получил еще в 2011 году. А вторая, побольше, «упала» на него сразу после перевода в Киев – теперь у господина Шмаленя есть 75 квадратных метров столичной недвижимости. Другой «бедненький прокурор», Роман Хиврич, прокурор местной прокуратуры №1 города Запорожья, разжился за счет граждан квартирой в Запорожье (67 «квадратов») и домом в райцентре Михайловка (90 «квадратов»).
Всего за последние семь лет работникам запорожских прокуратур было выдано 54 квартиры.
Сытый мэр голодному ребенку не товарищ
Я спросил мэра Запорожья и фактического руководителя исполкома Владимира Буряка, как он относится к выделению коммунальных квартир миллионерам? «Я в декларации (осчастливленных) не смотрю», – ответил градоначальник. И добавил что-то из любимого репертуара насчет законности своих решений.
Есения живет в съемной двухкомнатной квартире вместе с родителями и четырьмя братьями и сестрами. Самому старшему ребенку в семье – 16 лет.
Глава семейства работает в две смены, но месячного бюджета в 11 тысяч гривен катастрофически не хватает (только аренда квартиры стоит 3200 гривен в месяц). Дети при мне пожаловались на постоянный голод и поштучно (!) вспомнили все фрукты, которые ели за лето: «Два арбуза, две кисточки винограда… А, еще два персика и немного малины. Это – на всех», – перечислила Глаша, которой в октябре исполнится 10 лет. У девочки – тяжелая форма аллергии: «Комар укусит – и сразу место укуса распухает, начинает гнить», – сокрушается мама Елена.
Аллергия Глаши усугубляется сыростью. А в квартире – чистой, но с очевидно бедной обстановкой – сложно найти стену, не покрытую грибком. «На заводе нам в общежитии отказали. А с пятью детьми снять квартиру – очень проблематично. Так что спасибо и за это», – смирилась с условиями проживания Елена. Но с глухотой своей младшенькой женщина мириться не хочет: «Чтобы Есения нормально развивалась, ей до трех лет нужно поставить имплант. Операция стоит 30 тысяч евро. Мы, конечно, поехали в Киев, стали в бесплатную очередь (на операцию). Но если она и будет, то только лет через пять. Это очень поздно…», – опускаются руки у Елены.
Справка. За 2016 год городская власть Запорожья раздала 116 коммунальных квартир. Из них стоящим в очереди на жилье досталось только 15.
Публичность или митинги?
Я понимаю, что бесполезно взывать к совести прокуроров и полицейских, у которых закрома трещат от наличных долларов, а гаражи – от роскошных машин. Поэтому обращусь к мэру Запорожья и его команде, оккупировавшей городской исполком.
Дамы и господа! Прекращайте раздавать квартирные взятки «правоохранителям» и коллегам-чиновникам! Ведь описанная многодетная семья, скитающаяся всю жизнь по съемным углам, – далеко не единственная подобная в Запорожье. И после очередного «аттракциона невиданной щедрости» эти семьи могут собраться полными составами под мэрией. Тогда будет забавно наблюдать за сытым бургомистром и его лоснящейся свитой, рассказывающим голодным детям о мнимой «законности» и нежелании интересоваться доходами претендентов на коммунальные (то есть, принадлежащие всем горожанам) квартиры.
А депутатам горсовета желательно бы поставить раздачу бесплатного жилья под свой контроль. Это добавит в процесс открытости и справедливости, а заодно улучшит имидж депутатского корпуса.
Ольга Приходько, Богдан Василенко
Сохранить