Месяц назад чиновники запорожской мэрии объявили начало очередной транспортной реформы в Запорожье. Насколько она на сегодня продвинулась – неизвестно. Но первые результаты налицо: доехать в отдаленные районы города стало намного сложнее. Являются ли данные трудности всего лишь «дорожными ямами» на пути к транспортному коммунизму в Запорожье, или реформирование на них и закончится? В этом пытались разобраться журналисты «Субботы плюс»
Беда приезжает на маршрутке
Гонки на бешеных скоростях. Курение в салоне. Хамство пассажирам. Отказ в проезде льготникам. И – множество аварий, почти половина из которых – с человеческими жертвами.
За примерами далеко ходить не надо. 10 февраля текущего года возле остановки «Лахти» под колесами маршрутного такси погибла женщина. Более свежий пример: 18 сентября на улице Демократической (Заводски район) маршрутка наехала на пожилого мужчину, переходившего проезжую часть по пешеходному переходу. От полученных травм тот скончался на месте.
Согласно полицейским сводкам, на протяжении января-августа 2017 года произошло 230 ДТП с участием маршруток. В них четыре человека погибло, 82 получили ранения.
Эксперименты с поромами и «смотрящими»
Запорожские мэры – начиная с Евгения Карташова – и претенденты на кресло градоначальника на словах горели желанием отреформировать транспортную отрасль Запорожья. Иногда реформы принимали весьма причудливые формы. Например, были планы пустить из центра на Бабурку железнодорожный автобус. Или связать Кичкас и Бородинский паромной переправой.
Но наиболее реальной реформой, которую предлагали городские власти Запорожья, было введение электронного билета и замена небольших маршрутных такси вместительными автобусами. Которые передвигаться по маршруту будут ритмичнее, ездить – аккуратнее, да еще и тучу льготников без проблем перевезут.
Первую попытку массово завести на городские улицы большие автобусы предпринял предыдущий мэр Александр Син в 2012 году. Тогда он поставил на маршрут «проспект Металлургов – Хортицкий район» 16 больших (но бывших в употреблении) автобусов МАН, принадлежащих фирме, связанной с одиозным «смотрящим» Евгением Анисимовым. Эксперимент долго не протянул. Огромные интервалы между движением автобусов, их длительное стояние на остановках с целью набрать побольше пассажиров превратили и так не слишком комфортную поездку в сущий ад. Когда среднее время семикилометрового путешествия МАНов перевалило за два часа, Александр Син под давлением возмущенных горожан был вынужден доплонить «большегрузы» небольшими маршрутками.
Что касается электронного билета, то он так и остался в предвыборных речах политиков.
Зэки и откаты
Так почему транспортная отрасль Запорожья до сих пор не была реформирована, хотя о необходимости означенной реформы постоянно говорили первые лица областного центра? Да потому, что это выгодно – владельцам маршрутов и чиновникам.
О масштабах денежных потоков, вращающихся в маршруточном бизнесе, одному из авторов этой статьи рассказал молодой человек, пожелавший остаться анонимным. Мы назовем его Игорем. Так вот, Игорь работает «диспетчером» – то есть одним из тех самых «свистунов», которые зазывают пассажиров на конечных остановках и отправляют свистком микроавтобусы на маршрут.
«Еще в середине 2000-х многие водители маршруток зарабатывали просто роскошно. Возможно, это продолжалось бы по сей день, но некоторые водилы так обнаглели, что стали на работу на «бэхах» и «мерсах» приезжать. Ну, владельцы маршрутов увидели такое и резко подняли «план» (количество денег, которые водитель обязан ежедневно сдавать «хозяину). На сегодня этот «план» доходит – в зависимости от маршрута – до 500 гривен в день».
«Моя работа с виду неказистая, но получаю я довольно много – до 15 тысяч гривен в месяц. Причем большая часть заработка – это взятки от маршрутчиков. Ведь каждому из них выгоднее выехать на маршрут хотя бы на минуту позже: пассажиров на остановках скопится больше, а значит, и выручка будет лучше. Получается, что, заплатив мне за дополнительные три минуты задержки 50 гривен, водитель соберет с маршрута на 200-400 гривен больше».
«Намного больше половины «маршруточников» – мужики с уголовным прошлым. Чтобы с ними поладить, нужно иметь стержень (…) Медосмотр, техосмотр – все это делается для галочки. С виду водитель трезвый, а «спринтер» – на ходу. Значит – вперед, на маршрут».
По словам диспетчера Игоря, ежедневно каждый водитель маршрутки сдает хозяину маршрута до 500 гривен. Всего в городе около тысяч маршруток. То есть, ежедневная выручка владельцев автопарков может составить до полумиллиона ничем не облагаемой «налички». В месяц, соответственно, этот доход уже будет доходить до 15 миллионов.
Давайте вспомним и о бюджетно-денежной компенсации транспортникам за перевозку льготников. Распределяется эта компенсация чиновниками вручную – точной статистики, сколько и где ездит пенсионеров-чернобыльцев, попросту не существует. Так, упомянутой выше «анисимовской» фирме (с большими автобусами МАН) каждый месяц «компенсировали» аж 625 тысяч гривен – и это при курсе доллара в восемь гривен!
Давайте подсуммируем. 15 миллионов в месяц наличными, плюс «компенсационные» миллионы из бюджета. Часть этих денег оседает в карманах профильных чиновников – в виде «откатов» за выплату «компенсации» или взяток для победы в конкурсе на право перевозить пассажиров по тому или иному маршруту. Остальное остается «неучтенкой» в карманах перевозчиков, которые и дальше могут стенаться о «глубокой убыточности» маршруток и в очередной раз требовать повышения стоимости проезда. То есть чиновников нынешнее положение вполне устраивает, перевозчиков – тем более. В проигрыше оказываются только пассажиры, которых катают бывшие «зэки» на скоростях «Формулы 1» и с комфортом сельской брички.
Планы с элементами туманности
Сегодня городская власть во главе с мэром Владимиром Буряком опять вспомнила о замене маршруток большими автобусами. В 2016 году за средства городского бюджета (32 миллиона гривен) были закуплены 10 больших автобусов МАЗ, которые ходят сегодня по маршруту «Пески – Бородинский». В следующем году планируется приобретение еще 35 подобных транспортных средств почти за 100 миллионов. Если учесть, что всего Запорожью необходимо около 150 больших автобусов, то городская власть идет по правильному пути. Тем более, что приобретаемый транспорт ставится на баланс коммунального «Запорожэлетротранса», а не какой-то частной конторы.
С внедрением электронного билета дела обстоят намного сложнее. Ведь он заблокирует все описанные выше денежные «вкусняшки» для перевозчиков и чиновников. Может, именно поэтому данное новшество появится в Запорожье только в 2019 году. Ну, как появится… Мэр Запорожье в этом вовсе не уверен. На прямой вопрос журналиста он отказался назвать конкретную дату введения электронного билета: «А то вы потом напишите – «мэр опять не выполнил». После господин Буряк постенался на сложность этого процесса. И под конец речи таки признался, что в 2019 году только начнут внедрять новшество.
А до тех пор, граждане запорожцы, запасайтесь терпением и деньгами. Ведь реформы у нас обычно проходят прямиком по кошелькам и удобству граждан.
Оксана Щербина, Богдан Василенко
Что такое электронный билет?
На поверхность билета наносится магнитная лента (или встраивается электронный чип). А на входе в каждый автобус-троллейбус-трамвай-маршрутку устанавливается терминал. Пассажир прикладывает электронный билет к терминалу на входе и выходе из транспорта, тем самым фиксируя проеханное расстояние.
С помощью электронного билета можно ввести систему учета льготников, а также измерить количество пассажиров на том или ином городском маршруте. Также введение электронного билета помогает уйти от оборота наличных денег в транспортных перевозках, что существенно увеличит сборы налогов и уменьшит коррупционные риски.
Глас народа
«Я пенсионерка. Езжу с Кичкаса на Школьную. Мне постоянно говорят, что льготные места заняты, приходится платить. Ездить на маршрутках откровенно страшно – «летят» на страшной скорости. Пассажиры просят быть поаккуратней, мол, не картошку везёте. Но водители редко прислушиваются, могут и обматерить в ответ», – рассказала пенсионерка Любовь Николаевна (63 года).
«Часто езжу с Бабурки на Пески. У меня там находится учитель корейского. Особых проблем пока не было. А вот моя подруга раз ехала в маршрутке, у которой прямо на ходу отвалилось колесо. Хорошо, что тогда обошлось без жертв», – поделилась мнением 23-летняя Анастасия Самусь.
Доехали – и хорошо…
Журналистка «Субботы плюс» проверила на себе, сколько времени занимает сегодня дорога из одного конца города в другой. Для чистоты эксперимента было выбрано «спокойное» время дня, а не час пик.
Маршрут «Вокзал Запорожье-1– Бабурка». Время выхода на остановку – 10.00. время ожидания на остановке – 15 минут. Время в пути – 1 час 40 минут. Что запомнилось: соседка по сиденью битый час обсуждала по телефону своего мужа Витю, который («скотина такая») забрал у нее 100 гривен, а теперь на звонки не отвечает.
Маршрут «Павло-Кичкас – Аэропорт». Время выхода на остановку – 9.40. Время ожидания на остановках (была одна пересадка на Металлургов) – 35 минут. Время в пути – 2 часа 05 минут. Что запомнилось: музыкальный вкус водителя. После песни «Остановите Вите» последовали композиции «Я не игрушка» и подобные. Прямо хотелось попросить пятиминутку шансона.
Маршрут «Осипенковский мкрн – Шевченковский район». Время выхода на остановку – 10.20. Время ожидания на остановках (была одна пересадка на Металлургов) – 20 минут. Время в пути – 2 часа 25 минут. Что запомнилось: от Металлургов до Шевченковского стояла утрамбованная, как килька в банке.
В Запорожье дорожает проезд на электротранспорт
20 октября, на заседании горисполкома было принято решение о повышении проезда в трамваях и троллейбусах на одну гривну (ранее он стоил две гривны).
Напомним, ценовая политика на электротранспорте не пересматривалась с 2014 года. Повышение связано с подорожанием электроэнергии, топлива, запчастей на транспорт, а также увеличением минимальной заработной платы.
«Мы должны это сделать, так как город на себя берёт ответственность за перевозку льготных категорий населения. Для этого выделяются деньги из бюджета. В общем объёме поток перевозки, если не ошибаюсь, льготников около 25 % в маршрутках, и 83% в трамваях и троллейбусах», – сообщает мэр Запорожья Владимир Буряк.
Как и прежде, льготные категории перевозятся электротранспортом бесплатно.