В Запорожье могут закрыть школы, отменить бесплатный проезд в маршрутках и напрочь забыть о ремонте дорог и крыш. А все потому, что «злой Киев» не только забирает у родного Запорожья кучу денег, но и перекладывает на плечи местной власти массу дополнительных расходов. Запорожские чиновники за такой подход обиделись и намекнули: если нам не оставят деньги, город окажется на грани настоящего финансового краха
«Что было вчера, то забыть мне пора»…
Вот представьте ситуацию. Вы – бизнесмен, у которого есть партнер. За месяц вы заработали 10 тысяч гривен чистой прибыли и поделили ее пополам. При этом ваш партнер со своей доли дал вам тысячу гривен на зарплату секретарю, добавив при этом: «Вторую часть зарплаты сотрудника, а также деньги ему на проезд, маникюр и новые туфли отдашь со своих. И не забудь ремонт в офисе сделать, за интернет заплатить и долг за свет погасить!». Вы сразу начинаете возмущаться – где брать деньги-то? А вам: «Зарабатывай! Или экономь: туфли дешевле купи или сотрудника на полставки переведи».
Вот примерно так выглядят финансовые отношения центральной и местной власти (которые разделили между собой роли партнеров) после старта децентрализации. Официальный Киев пообещал регионам, которые зарабатывают деньги и перечисляют их в государственный бюджет, что будет оставлять большую часть гривен на местах. Но при этом и увеличил дополнительную нагрузку на местные бюджеты.
– Благодаря бюджетной децентрализации Запорожье действительно получило дополнительные доходы, которые мы направляем на ремонт дорог, жилого фонда, создание парков и многое другое. Но также растут и расходы местных бюджетов. Города получили дополнительные полномочия, которые необходимо финансировать. При этом эти полномочия не подкрепляются дополнительными ресурсами. Просто звучат утверждения о том, что на местах и так достаточно собственных средств, – рассказал «Субботе плюс» Владимир Буряк.
К примеру, раньше регионы получали помощь из государственного бюджета в виде целевых субвенций на медицину, образование, социальные сферы и т.д. За счет этих денег медикам и учителям платили зарплаты, проводились ремонты в помещениях, закупалось оборудование.
Сейчас же схема поменялась: государство по-прежнему дает деньги. Но в гораздо меньшем объеме, и тратить их можно не на все нужды. Если речь идет об образовательной субвенции, то за ее счет платится только зарплата педагогам. Использовать средства медицинской субвенции нельзя на оплату коммуналки и энергоносителей. Эти и куча других дополнительных расходов ложится на плечи местных громад. В нашем случае – на бюджет города Запорожья.
Таким образом, городу только на образовательную и медицинскую сферу необходимо будет изыскать дополнительные 200 миллионов гривен. А на то, чтобы продолжать платить субсидии горожанам, не хватает 240 миллионов.
Денежное гадание
Существует несколько основных сценариев, как будет дальше развиваться ситуация.
Первый – столица будет настаивать на полном выполнении своих финансовых требований. Дело в том, что, благодаря дополнительным средствам от децентрализации, мэры городов стали слишком самостоятельными. А проводимые ими массовые ремонты дорог и прочие улучшения существенно поднимают рейтинги градоначальников, многие из которых не страдают излишней любовью к столичной власти. Чтобы загнать непокорных «в стойло», а заодно нагадить им в городское хозяйство и снизить рейтинги, в Киеве могут пойти на обострение бюджетной ситуации. Тогда о новых запорожских дорогах или парках придется надолго забыть.
Вариант второй, наиболее вероятный. После запугивания горожан будущей финансовой жутью явится некий «освободитель на белом коне» – то ли депутат, то ли мэр. И порадует благой вестью – мол, всю требуемую Киевом сумму платить не надо, столица обойдется и половиной (двумя третями). «Освободитель» получает выросшие рейтинги, город оставляет себе часть означенных миллионов.
Вариант третий – отчисления в Киев остаются на уровне прошлого года. Это маловероятно, учитывая «дырявость» Государственного бюджета-2018.
Настоящие депутаты – не паникуют
Какой из вариантов окажется реальным, мы скоро узнаем. Пока же городская власть пытается добиться поддержки в бюджетном вопросе народных депутатов, избранных в Запорожской области. Мол, они должны отстаивать интересы родной территории.
Как рассказал «Субботе плюс» нардеп Николай Фролов, он знает о финансовой проблеме города – уже получил официальное обращение от местных властей и переслал его в адрес Премьер-министра и министра финансов. Всю текущую неделю парламентарий планировал ходить по столичным кабинетам и заниматься решением этого вопроса.
– Я не думаю, что будет финансовая катастрофа, о которой сегодня пытаются заявлять, – сказал Николай Фролов.
Еще один запорожский народный депутат Игорь Артюшенко в своих прогнозах не столь оптимистичен:
– Смотря с какой стороны расценивать эту ситуацию. Или мы оставляем деньги в государственном бюджете, или отдаем на места. И там, и там одновременно их быть не может, – считает депутат.
Столичный коллега запорожских нардепов Вадим Денисенко более многословен и уверяет: никакого финансового коллапса на местах не планируется. Во-первых, на сегодняшний день еще продолжается работа над проектом Госбюджета. Во-вторых, все зависит от того, каким путем решит идти местная власть – «проваливать» все проекты, нагнетая негативные настроения среди населения, либо же работать, засучив рукава. В бюджете деньги есть, главное – правильно ими распорядится.
Ирина Дубченко
Децентрализация стоимостью в 1,7 миллиарда
По словам Владимира Буряка, проблема финансирования не ограничивается лишь зарплатами для медиков и учителей. Ведь в городе есть еще масса вопросов, для решения которых нужны миллионы, а то и миллиарды гривен. Это и капитальные ремонты жилого фонда, и закупка нового общественного транспорта, и компенсация за проезд льготников в трамваях/троллейбусах, и куча-куча всего другого.
Плюс ко всему, в следующем году Запорожье должно будет отдать Киеву реверсную дотацию в размере 552 миллионов гривен – эти деньги уйдут в государственную казну, а потом будут отданы менее прибыльным регионам. Для сравнения: в этом году мы отдали Киеву 228 миллионов реверсной дотации, в 2016-м – 185.
– Таким образом, общая нагрузка на городской бюджет по финансированию дополнительно переданных городу полномочий может составить в 2018 году почти 1,7 миллиарда гривен. Это в полтора раза больше, чем в текущем году, – резюмирует городской голова Запорожья.