Дипломная безработица

В свое время я пошел учиться в вуз на экономиста. Помните: середина 90-х, слово «менеджер» уступает по популярности только слову «банкир», банды на улицах, черные «бэхи» как символ счастья, малиновые пиджаки «новых украинцев» и всеобщий культ денег. Так вот, я попытался поступить на специальность только потому, что она была модной. Увы, моя попытка была неудачной

Главная причина фиаско состояла в том, что я на экзаменах совсем не списывал – и допустил массу ошибок. Тем не менее, 20 лет назад честный способ поступать в вуз уже был в диковинку. Один экзаменатор, разбиравший мое сочинение по украинской литературе, специально нашел меня, чтобы выразить восхищение написанным и… извиниться за мое будущее непоступление в институт.
Институт я впоследствии таки закончил – после службы в армии, тоже по экономической специальности. Однако дело своей жизни нашел случайно, и совсем не в «денежном» секторе: как-то написал статью, у меня вроде получилось – а главное, понравилось. Ну, и втянулся. Сегодня о том, что я по образованию аудитор, вспоминаю только шутки ради. Кроме определенной системности мышления, украинское высшее образование не дало мне ничего.
Однако это у меня работа всей жизни была на расстоянии вытянутой руки – родители являлись журналистами, и моя «проба пера» была только вопросом времени. А сколько есть людей, поступивших в вуз ради мнимого престижа специальности? Для скольких украинцев притягательность модных слов оказалась сильнее внутренних стремлений и порывов? Сколько юношей и девушек лишились любимой в будущем работы из-за навязанной обществом «модности»?
И ладно бы в украинских вузах давали реальные знания. Так ведь не дают! В результате наша молодежь выходит из «альма-матер» абсолютно не готовыми к реальной работе по специальности. Предприниматели это знают, но особого выбора кадров в городах вроде Запорожья у них просто нет. Вот и приглашают даже на самые простые должности профанов с припиской «обучение в процессе работы».
За примерами далеко ходить не надо. Так, пару месяцев назад я пытался нанять журналистов. На готовые кадры не надеялся, собирался «обучать практикой». Однако желающих учиться (причем учиться со «стипендией») было крайне мало. А персоны некоторых претендентов на работу откровенно удивляли. Ну вот откуда у охранника супермаркета могла появиться мысль, что он умеет писать статьи? Благодаря каким скрытым талантам продавец-кассир захотел податься в журналистику? Что общего нашла секретарша между деловодством-приготовлением кофе и должностью корреспондента?
Естественно, я давал упомянутым претендентам простые задания, которые они с треском и удивлением проваливали. Но профанами оказывались не только фантазеры, умеющие писать буквы и сделавшие из этого вывод, что они уже профессиональные журналисты. Во время моей редакторской карьеры отдельные выпускники (с отличием!) запорожских факультетов журналистики тоже показывали профессиональный уровень «продавцов-кассиров». Выпячивания своей персоны, долгие заунывно-шаблонные тексты, сухие кирпичи канцеляризмов, нежелание и неумение рыться в залежах информации – и все это на фоне непомерно раздутого эго юного «журналиста», зачастую подкрепляемого и поддерживаемого родителями.
До сих пор помню одну «воздушно-романтичную» мадемуазель, написавшую свое первое интервью – материал вышел схожим с Большой энциклопедией как по размеру, так и по увлекательности текста. Когда я пояснил юному дарованию ошибки и попросил переписать интервью, она уволилась. А потом я случайно увидел, как мама данной мадемуазели рассказывает в социальной сети Фейсбук, какой Василенко бяка, и как он «зарубил» роскошный материал ее гениальной дитяти.
Будет ли эта потенциальная журналистка учиться дальше? Весьма сомневаюсь – у нее стимула для этого нет. Впрочем, девушка носит известную в области фамилию, а потому в жизни не пропадет.
Гораздо меньше повезло так называемым «обычным» украинским студентам. Подавляющее большинство которых даже не догадывается, что их дипломами банкиров, юристов и менеджеров можно будет разве что дыру в стене прикрывать. А чтобы «отбить» вложенные в псевдо-образование деньги, придется с десяток лет горбатиться в банковском отделении (или быть на побегушках в юридической фирме) за четыре тысячи гривен в месяц. Тогда как один совсем молодой слесарь, которого я давеча подвозил на работу, был глубоко недоволен зарплатой в 11 тысяч гривен и собирался ехать в Польшу ради в два раза большего заработка.
Ситуация с образованием у нас грустная. Но дальше будет еще грустнее. Уже сейчас вузы принимают на «обучение» всех желающих – только бы деньги платили. В будущем потенциальных студентов станет гораздо меньше (вымираем, да), а борьба за них между институтами-университетами – намного острее. Как бы не докатилось до выдачи дипломов в день поступления – а о повышении качества образования даже речь не идет.
Так что если очередной чиновник заведет старую шарманку о необходимости отказа от сырьевой экономики, то пусть он же и пояснит, кто будет работать над сложной продукцией с большой добавленной стоимостью? Да, конечно, Украина рождает много юных «бриллиантов» в разных секторах экономики, науки и техники. Вот только мало кого из них прельщает жизнь в нашей откровенно отсталой стране с насквозь прогнившей государственной элитой.

Богдан Василенко