Большие дяди запорожской политики уже давно не обращают внимание на свою репутацию. А что – коллеги по цеху сами такие же, а избирателю мозг перед выборами промоют, он и забудет о грехах и грешочках. Когда так поступает мастодонт региональных интриг – это уже привычно. Но весьма забавно наблюдать за потугами юных депутатов следовать по стопам старших братьев. Получается нелепо и смешно – если бы не знание, что эти самоуверенные в своих ошибках люди решают целый ворох необходимых для жизни запорожского региона вопросов
На побегушках у олигарха
В феврале 2017 года началась блокада торговли с оккупированным Донбассом. Организаторами акции стали народные депутата от «Самопомощи» – Семен Семенченко, Владимир Парасюк, Егор Соболев. Блокада нанесла огромный ущерб состоянию олигарха Рината Ахметова, который лишился целого ряда предприятий, расположенных на территории т.н. ЛНР-ДНР. Депутаты и не скрывали, что удар по донецкому олигарху был одной из целей акции.
Но пока столичные активисты борются с Ахметовым, ячейка «Самопомощи» в Запорожском областном совете яростно с ним сотрудничает. А ее глава, заместитель председателя этого совета Владислав Марченко, даже и не особо скрывает свою работу на донецкого миллиардера.
Так, недавно Владислав опубликовал на своей странице в соцсети Фейсбук фотографию-поздравление. Адресовались теплые слова комбинату «Запорожсталь», отмечавшему свое 84-летие. Ну, поздравил себе – и поздравил, чиновникам только дай повод языками потрепать. Но фотография откровенно смущает: зампред областного совета стоит в каске «Запорожстали» на фоне кресел с логотипом «Запорожстали», которые стоят перед большим баннером «Запорожстали». Сам Владислав держит в руках англоязычный логотип (тег) «Запорожстали», скосив глаза куда-то вправо. Прямо можно представить, как за кадром стоит лично Ринат Ахметов и с ласково-гордой улыбкой одобрительно покачивает головой – молодец, сынок!
В этот же день праздновала свое 25-летие запорожская обувная фабрика «Мида». Ее руководитель, депутат горсовета от «Самопомощи» Виктор Прит, приглашал Владислава на фабрику – поздравить коллектив. Однако Марченко предпочел посетить меткомбинат. «Мы еще молоды, подождем», – с сарказмом прокоменнтировал этот случай сам Виктор Прит.
Брак по политическому расчету
Откуда же такая любовь у члена «демократической» «Самопомощи» к ярым политическим оппонентам? Оказывается, любовь эта взаимна и тянется еще с местных выборов-2015.
Владислав Марченко пришел в политику из бизнеса. С предпринимательством в IT сфере у него не очень складывалось – в 2014 году налоговики даже подавали иск в суд, чтобы закрыть фирму Марченко «МСТ «Кредит груп», она год не подавала отчетность. Участвовал Владислав и в строительном бизнесе, основателем которого был его отец.
Задолго перед местными выборами будущий зампред областного совета договорился о некой «взаимопомощи» с запорожским «Оппозиционным блоком» в лице руководства принадлежащей Ахметову «Запорожстали». Иначе сложно объяснить, почему полгода перед волеизъявлением «заводские» газеты и телеканал ТВ-5 информационно «облизывали» Владислава – своего идеологического противника.
Имея за спиной мощный медиа-ресурс и неплохие финансовые залежи, Марченко договорился с главой партии «Самопомощь» Андреем Садовым о собственном водружении на должность руководства этой партии в запорожском регионе. Конечно, вслух господин Садовой говорил о региональной конкуренции «реальными делами» за право представлять партию на выборах. Однако деньги и регулярное попадание адептов «Самопомощи» в телевизор перевесили партийные принципы.
Список потенциальных областных депутатов от «Самопомощи» не впечатлял – там были сплошь малоизвестные запорожцам личности и несколько представителей… той самой «Запорожстали». Поднялся скандал, «запорожсталевских» из списка исключили – вместе с зачем-то внесенным туда бывшим прокурором Сергеем Барбашиным. Сергей, любитель дорогих яхт и прочих недешевых водных развлечений, стал известен горожанам во время процесса «пономарей». Тогда он отрабатывал «заказ» киевской власти, обвиняя трех молодых парней в преступлении, которого они не совершали. После победы Майдана Барбашина «попросили» из органов – и тот ушел в политику. На сегодня, кстати, Сергей работает помощником депутата областного совета… Владислава Марченко.
Проведя в областной совет фракцию из шести депутатов, Марченко примкнул к коалиции, создаваемой «Оппозиционным блоком». В стабильное большинство областного совета также вошли фракции Радикальной партии (Олега Ляшко) и «Новой политики» (Вячеслава Богуслаева).
Проказник с короткой памятью
Что больше всего удивляет во Владиславе Марченко, так это его почти детская непосредственность. Ну, или неумение последовательно лгать.
«Мы видели: Батькивщина работает с Нашим краем, и там что-то подгавкивает Укроп. Это полностью разрывает всю парадигму нашей Запорожской политики», – вещал Владислав в эфире родного для него телеканала ТВ-5 в сентябре-2017. «Як ми с тобою можемо самі себе зрадити, співпрацюючи з «ригами» без масок??? А нахіба тоді стояв майдан???», – возмущался Марченко предложению «укроповца» Ярослава Гришина сотрудничать с «Нашим краем», в котором полно представителей «откинувшей копыта» Партии регионов. При этом свои страстные объятия с Оппозиционным блоком, в котором «рыгов» просто немеряно, зампред областного совета предательством идеалов Майдана не считает. Как и «разрывом парадигмы запорожской политики».
Не разобрался Марченко и с судьбой собственного бизнеса. «…когда стал депутатом, продал свой бизнес — я ведь по закону, как депутат, не имею права быть владельцем корпоративных прав», – вещал политик в марте-2016. Впрочем, уже через полгода вдруг оказалось, что Владислав не продавал бизнес. «…у меня есть семья – мама, папа, два брата и сестра. Я просто передал им все дела, теперь они этим занимаются», – говорил политик, подзабывший свои предыдущие объяснения.
Никак не может Владислав уложить в одно русло и рассказы об оплате избирательной кампании. «На рекламу деньги не «палим», – гордился он осенью 2015 года, когда его лицо не сходило с экранов ТВ-5 и страниц ахметовского «Индустриального Запорожья». Однако уже через год – в сентябре-2016 – вдруг оказывается, что деньги на политрекламу таки «палились»: «…телеканалу(ТВ-5) за период выборов мы заплатили больше миллиона. Иногда за один эфир мы платили 150 тысяч – ну это выборы (…) Не я один тратил эти ресурсы, мы скидывались. Общая сумма (потраченная на политрекламу на выборах), думаю, больше 5 миллионов», – рассказывал «забывчивый» Владислав.
Возврат инвестиций
Если человек тратит огромные деньги, чтобы попасть в политику – не сомневайтесь, он захочет их «отбить». Рассказы о волонтерской работе на благо отечества уже даже не смешны: выбросить пять миллионов гривен, чтобы сделать всем хорошо – это не про украинский истеблишмент.
Вот и Владислав Марченко только рассказывает про собственную бескорыстную общественную миссию. «Официальная ставка – немного выше 4 тыс. С начислениями и надбавками получаю в районе 10 тысяч гривен. Это не есть вообще инструментом мотивации для меня», – огорчается господин Марченко, глядя на размеры своей недостижимой для многих жителей области зарплаты.
Но опять кривит душой Владислав. Ведь Ринат Ахметов не забывает своих благодетелей. И благодарность олигарха выражается не только в лояльности близких к «Запорожстали» журналистов. Иногда главе областной организации «Самопомощи» – вернее, связанным с ним лицам и фирмам – перепадают и бюджетные деньги.
Например, только в декабре-2016 компании, связанные с Владиславом (или с местной ячейкой «Самопомощи») получили только от департамента образования Запорожья заказов на 4,5 миллиона бюджетных гривен. Или другой пример – на организацию запорожского IT-форума в 2016 году было выделено из городского бюджета 280 тысяч гривен. Напомним, что данное мероприятие проводит родной брат Владислава – Марк. И выделенные деньги тоже пошли «в семью» – львиную долю бюджета форума освоили фирмы, связанные с Марченко или его партией. Это – только два лежащих на поверхности примера из множества подобных.
Вот только поговорка «Любишь кататься – люби и саночки возить» – она ведь действует. И теперь Владислав Марченко вынужден иногда «идти навстречу» своему донецкому спонсору. В результате появляются забавные фотографии вроде описанной в начале статьи.
А что поделаешь – ведь прав был глава «Самопомощи» Андрей Садовой, когда сказал: «Себя можешь продать раз – и будешь рабом». Но, видимо, Владислав Марченко не услышал своего партийного лидера.
Игорь Демин
сказки для взрослых
«Порш» за 40 долларов
Был в юмористическом сериале «Наша раша» персонаж Людвиг Аристархович. По сценарию он любил учудить что-то эдакое, а потом с наивным видом вопрошать: «А кто это сде-елал?». Так получилось и у Владислава Марченко с приобретением автомобиля «Порш» в ноябре 2016 года. Чтобы не вносить машину в декларацию, по документам стоимость ее покупки записана как «1000 гривен».
Может, никто бы и не узнал о шикарном приобретении чиновника. Да только господин Марченко, видимо, экономил на платной стоянке – и с его «Порша» сняли обе фары. Этим прискорбным фактом он зачем-то поделился в Фейсбуке, чем привлек внимание антикоррупционеров. Оправдания Владислава оказались еще смешнее, чем его непосредственность: мол, не знал 30-летний мужик реальной цены иномарки, думал, она действительно тысячу гривен стоит. А вот когда только за новые фары 1000 долларов запросили, тут до Владислава якобы и дошло: «порш»-то стоит намного дороже!
Кстати, забавно, что запорожские полицейские из Сервисного центра МВД официально подтвердили мизерную (1000 гривен=40 долларов) стоимость иномарки.
Воруют…
За время работы Владислава Марченко на посту заместителя главы областного совета ему трижды вручались протоколы о коррупции.