История украинского автопрома: от отката до заката

1 декабря пресс-служба компании «Укравто», куда входит и Запорожский автозавод, распространила заявление о прекращении выпуска автомобиля «Ланос». На самом деле, речь идет об отказе от массового производства легковых автомобилей в Украине

Неправильная шерсть

Ничего удивительного в том, что «Ланосы» перестали собирать, нет. Эта модель выпускается 20 лет, с 1997 года (в Украине крупноузловая сборка началась в 1998 году в Ильичевске), и давно морально устарела. Но в компании «Укравто» предпочли другое объяснение: дескать, кризис и неравная конкуренция со стороны подержанных машин на «евробляхах» – авто с заграничными номерами, ввезенное в Украину без уплаты пошлины.

«Ми призупинили виробництво автомобілів моделі Lanos. причиною цього рішення стала економічна ситуація в країні та зниження попиту на авто. також вплинула проблема ввезення дешевих авто в обхід розмитнення», – говорится в заявлении «Укравто». Об этом чуть ли не рыдая рассказал порталу «Цензор.НЕТ» собственник корпорации Тариэл Васадзе.

В этих заявлениях история падения украинского автопрома представлена не совсем честно. Как говорится в украинской пословице, «Схожа свиня на коня, тільки шерсть не така». Главное возражение: продажи новых автомобилей в Украине в нынешнем году не упали, а возросли, за 10 месяцев – на целую четверть по сравнению с таким же периодом прошлого года. Почему же украинской покупатель, который. как и любой покупатель в любой стране, всегда прав, не хочет покупать патриотичный отечественный продукт? Потому что плохо, дорого и некачественно. Другого объяснения нет. И корни происходящего – в далеком прошлом.

Эти сладкие корейские аргументы

С начала 90-х «АвтоЗАЗ» оказался в почти безысходной ситуации. 1 июля 1994 года закончилось производство легендарной «сороковки» – автомобиля «ЗАЗ-968М» с мотором сзади и с воздушным охлаждением. Затраты на его производство были выше от доходов. Завод стремительно терял оборотные средства, Выпуск «Таврий» только набирал обороты, а валютную выручку (было и такое) от их продажи отбирало государство. Начались поиски зарубежных партнеров.

Наиболее вероятным кандидатом в партнеры на предприятии считали «Фиат», уже даже начали подготовку производственной документации по итальянским стандартам. Однако совершенно неожиданно руководители Минпромполитики остановились на варианте создания совместного предприятия с концерном «Дэу», который на то время был известен в Украине исключительно как производитель бытовой электроники.

Тогдашний руководитель предприятия Степан Кравчун, не менее легендарный, чем выпускаемая в Запорожье «сороковка», показательно подал в отставку. К слову, Степан Иванович, дай ему Бог здоровья, в жизни не потерялся, подался в фермеры и до сих пор выращивает щедрые урожаи.

Почему выбрали «Дэу», можно лишь догадываться, и на сегодня – с большой долей уверенности. В пору прихода в Украину «Дэу» переживала не лучшие времена, вызванные разразившимся азиатским финансовым кризисом. Долги корпорации превышали 80 миллиардов долларов. Но это была вершина айсберга. Корейские правоохранители обвинили руководство «Дэу» в финансовых махинациях и коррупции. (В 2005 году нечаянно вернувшийся в Сеул бывший глава корпорации был схвачен и посажен в тюрьму). В 1999 году правительство Кореи приняло решение о закрытии «Дэу».

Компании удалось сохранить лишь некоторые остатки «империи» за рубежом, в частности крупное производство в Узбекистане (в отличие от Запорожья, успешно работает по сей день), кое-что продать «Дженерал моторс», а также «внедриться» в Украину. В 1998 году было создано закрытое акционерное общество (ЗАО) «Совместное украино-корейское предприятие с иностранной инвестицией «АвтоЗАЗ-Daewoo», куда вошли все активы запорожского предприятия. Очевидно, утопающее «Дэу» смогло предъявить украинским чиновникам более весомые и привычные для них аргументы, чем процветающий «Фиат».

Поначалу дела пошли на «ура». Хоть и не лучшие, но добротные модели автомобилей (в первую очередь «Ланос») были относительно дешевыми, комфортными (на фоне «сороковки» и даже «Таврии») и удобными в обслуживании: единственный представитель отечественного легкового автопрома прибрал к рукам существующую с советских времен сеть СТО.

Хлынувший в Украину поток подержанных автомобилей поначалу не мог соревноваться с отечественным производителем на равных – из-за плохого сервиса и отсутствия запчастей. Но очень скоро торговцы автомобильным «секонд-хэндом» обросли и собственными магазинами запчастей, и ремонтными площадями. Параллельно начали появляться фирменные автомагазины известных мировых брендов, представившие украинцам невиданные доселе современные автомобили и настоящий зарубежный сервис.

Поначалу украинский автопром, купавшийся в доходах (в лучшие времена годовой выпуск автомобилей в стране превышал 250 тысяч, рекорд принадлежит 2007 году – 282310 штук), попросту не замечал конкурентов. Даже передача украинских активов «Дэу» корпорации «Дженерал моторс» с маркой «Шевроле» не ослабили его уверенную поступь. И лишь кризис 2008 года обнажил все пороки отечественного автопрома. Обедневшие украинцы по формуле «цена-качество» все более склонялись к дешевым подержанным иномаркам. Которые, к тому же, по многим опциям превосходили патриотичные «Ланосы» и «Шевроле».

Усиленно начались разговоры о защите отечественного производителя, которая (защита) представлялась почему-то исключительно в виде ограничения импорта подержанных автомобилей. (Надо заметить, что отечественный производитель и так имел неплохие льготы от государства, например, освобождение от уплаты НДС). В последний раз попытку многократно повысить пошлины на ввоз подержанных автомобилей украинский Кабмин предпринял в начале 2013 года.

Но продажи запорожских автомобилей упорно не хотели возрастать. «Эмбарго» продержалось недолго и пало под мощным давлением международного «секонд-хэндного» лобби. Также Украина к тому времени вступила во Всемирную торговую организацию, предусматривающую прозрачные рыночные правила. А еще – заявила о своем стремлении вступить в Евросоюз, где нет границ, и, соответственно, – пошлин.

Заявление Тариэла Васадзе о том, что «нас погубили «евробляхи», совершенно некорректно. Лукавит наш олигарх. Ему, конечно же, хотелось бы вернуться во времена автомобильного «гетто», когда любой товар продавался по принципу «и так сойдет» и приносил огромные барыши. Но в условиях все большей открытости границ и неминуемой жесткой конкуренции подобное уже невозможно. В свое время хотя бы часть прибыли надо было вкладывать в модернизацию модельного ряда и производства, что не было сделано. Отсюда «маємо те, що маємо»: модельный ряд под общим названием «отстой» и соответствующее технологическое оснащение предприятия. Как говорится, не надо искать врагов там, где их нет.

«Таврия» так и не стал всенародным автомобилем

В новейшей истории Украины единственным по-настоящему украинским авто можно назвать «Таврию». Она была первой микролитражной легковушкой с передним приводом, разработанным в СССР. Увы, пальму первенства в этом плане отдали российскому Тольятти, и первые переднеприводные автомобили в СССР появились не в Запорожье, а на Волжском автозаводе.

Серийный выпуск «Таврий» со всеми последующими модификациями на Запорожском автозаводе начался в 1987 году. Эта модель действительно могла стать всенародной, но отношение к ней почему-то всегда было немного несерьезное – как к телевизору на кухне. «Таврии» с целью удешевления никогда не полагались всякие «излишества» вроде климат-контроля, ABS-тормозов или подушек безопасности. Такая модель была обречена на небытие, куда и ушла в 2011 году – вместе с последним украинским переднеприводным автомобилем «Славута».

А жаль, хороший мог быть автомобиль.

Дальше – без запорожского автопрома?

Что будет с отчественным автопромом дальше, плохо представляет даже его руководитель Тариэл Васадзе. Он говорит о намерении развивать автомобильный бизнес и наладить в Запорожье производство какой-то «коммерческой техники». Как будто до сих пор автопром занимался благотворительностью.

Дела на «ЗАЗе» плачевные. Из коллектива численностью 20 тысяч человек осталось не более тысячи. Началась распродажа цехов в счет погашения кредитных долгов. В общем, возвращаются «лихие 90-е». Так может, наконец-то в Украину придет «Фиат»?

Иван Ювас