В Запорожье священник во время похорон отказался отпевать двухлетнего ребенка – малыш был крещён в «неправильной церкви»
«– Но если они сгорят, то не смогут восстать из мертвых в судный день!
– Если мы не сожжём трупы, то в три дня погибнем от заразы. Бог должен это понять. И он поймет. Или он не Бог».
Фильм «Царствие небесное», сцена сожжения тел воинов, оборонявших осажденный Иерусалим.
Справка
На сегодня в Украине действуют две основные православные конфессии: церковь Московского (УПЦ МП) и Киевского (УПЦ КП) патриархатов. При этом «москвичи» совершенно не воспринимают «киевлян», утверждая, что у них нет «благодати Божьей». Мол, главу УПЦ КП Филарета давно отлучили от церкви как раскольника, а потому все обряды, проводимые Киевским патриархатом – не считаются. Стоит упомянуть, что сейчас прихожан Московского патриархата в Украине значительно меньше, чем Киевского. И число последних продолжает расти на фоне российской агрессии на Донбассе.
Жуть с продолжением
«Суббота плюс» писала о жуткой трагедии, случившейся в Запорожье в новогоднюю ночь. Тогда 39-летний мужчина решил свести счеты с жизнью и выбросился из окна своей квартиры, расположенной на восьмом этаже. По страшному совпадению, упал самоубийца прямо на двухлетнего мальчика, которого родители вывели во двор посмотреть на фейерверки. Мужчина погиб на месте, малыш скончался в карете «Скорой помощи».
Невозможно представить горе, охватившее родителей погибшего ребенка. Казалось, что хуже для них быть уже не может. Однако стало – по вине тех, кто по самой своей сути должен поддерживать людей в тяжелую минуту. Речь идет о священниках.
Вообразите картину: идут похороны малыша. Вокруг – черные одежды, рыдания и запах корвалола. И вдруг, прямо посреди траурной церемонии, святой отец отказывается отпевать погибшего ребенка. Родители покойного – в шоке, мать с мольбами падает перед священником на колени. Но тот остается непреклонен. Другой приглашенный из соседнего храма святой отец тоже отказывается проводить обряд.
Объяснение демарша простое, и от того еще более неуместное в тех обстоятельствах – оказывается, погибший мальчик был крещён в церкви Киевского патриархата. А отпевать пригласили священников Московского патриархата, у которого с автономным Киевским – давняя борьба за власть и приходы.
В конце концов, был найден святой отец из Киевского патриархата, который и совершил необходимый обряд. Но история на этом не закончилась.
Похороны прошли 2 января. Вскоре об отказе отпеть ребенка узнала общественность. Узнала – и справедливо возмутилась. А переехавший в Киев бывший запорожец Юрий Гудыменко 5 января призвал всех неравнодушных приносить к дверям храмов Московского патриархата мягкие игрушки в качестве протеста против жестокости пророссийских церковников. Что люди и начали делать – по всей Украине. Встречая при этом яростное сопротивление священников.
Православное избиение
Самый яркий случай такого сопротивления произошел, опять-таки, в нашем Запорожье. Двое мужчин – волонтер Валентин Бурый с другом-»атошником» 6 января принесли игрушки под дверь новой церкви на Малом рынке. Однако вышедшие из храма его работники плюшевых зверюшек забрали и унесли внутрь помещения. Мужчины возмутились происходящим и попытались помешать «уборке». За что и были избиты подъехавшими «православными охранниками» из организации «Радомир». «Атошнику» сломали руку, дошло до операции.
В социальной сети Фейсбук сразу появились призывы приходить к церквям Московского патриархата с канистрами – жечь их, то есть. Тем же вечером под злосчастным храмом на Малом рынке собрались с десяток активистов и два десятка журналистов. Но обошлось без канистр и сожжений. Пришедшие принесли игрушки, сложили их у дверей церкви и поговорили о религии с присутствующими там парой человек персонала.
Что интересно, в полицию пострадавший военный обращаться не захотел. Мол, не доверяет он правоохранителям. Да и служба в спецназе обязывает оставаться анонимным – ради безопасности семьи. А вот проблему с «Радомиром» он будет решать сам.
Удивительно, но от происшествия отгородился запорожский «Совет ветеранов АТО». В своем заявлении от 9 января «атошники» осуждают избиение и требуют его немедленного расследования. При этом отказываются от силовых действий со своей стороны.
Куда радикальнее высказались местные представители ультраправой партии «Национальный корпус». «На силу мы отвечаем силой. Справедливость будет восстановлена!», – говорится в заявлении радикалов.
Возможное объяснение разницы в позициях двух организаций кроется в том, что «Совет ветеранов АТО» – скорее, провластная организация (можно вспомнить недавнее публичное «кофепитие» военных в поддержку президента). А власти совсем не нужна нестабильность в таком сомнительном с точки зрения патриотизма регионе, как наш. То, что в случае силового противостояния «атошников» с «Радомиром» такая нестабильность появится – сомневаться не приходится. Тогда как политикам из «Национального корпуса» народные волнения как раз на руку – в мутной воде драк и обвинений радикалы могут словить «электоральную рыбу».
Не все мальчики одинаковые…
Запорожское руководство УПЦ МП отреагировало на произошедшее своеобразно – поддержало своих священников. «Бог, я сказал четко, накажет (за проведение обряда над прихожанами Киевского патриархата) до седьмого колена. У меня было несколько священников, которые отпевали самоубийц, отпевали некрещеных. После этого у них были проблемы с детьми, они страдали алкоголизмом, они сходили с ума», – заявил митрополит запорожский и мелитопольский Лука. Однако без упоминаний имен бедолаг, сошедших с ума после отпевания самоубийц, слова Луки больше похожи на детские страшилки. Помните: «…и сказал страшный незнакомец двум девочкам, что и как надо делать. Одна девочка послушалась и жила долго и счастливо. Вторая не послушалась – и вскоре умерла». Какие-то не слишком серьезные слова для века всеобщего доступа к информации.
Еще дальше своего начальника пошел священник Александр Овчаренко, которой исполняет в Запорожской епархии УПЦ МП роль то ли пресс-секретаря, то ли пиарщика. Он прямо сказал, намекая на фамилию одного волонтера и псевдоним другого: «…а грязных стервятников и бурых воронов мы будем уничтожать. Просто. Спокойно. Без слов». Как вам смирение и любовь к ближнему от святого отца? Или это больше похоже на угрозы физической расправы?
Что интересно, сам Митрополит Лука на «прямой линии» в газете «Индустриальное Запорожье» рассказал следующее: «Мы помогаем детям, не интересуясь их вероисповеданием». А на сайте епархии мы нашли трогательный святочный рассказ о бедном-голодном-замерзающем мальчике, которому повезло встретить доброго человека. Что сказать, не всем мальчикам так везет…
В свою очередь, Киевский патриархат подхватил выгодную для себя ситуацию. Его глава, Патриарх Филарет, призвал всех подчиненных священников проводить молебны за упокой погибшего ребенка. Также руководитель УПЦ КП подчеркнул, что в храмах Киевского патриархата отказ от отпевания детей невозможен в принципе – независимо от их принадлежности (или непринадлежности) к той или иной конфессии.
Божественное, с ненавистью
Не могу назвать себя экспертом в теологии. А сами эксперты разделились – большинство осуждают поведение УПЦ КП и рассказывают об отделении этой церкви от учения Христа. Меньшинство напирает на церковные догмы московского православия и возможные негативные последствия для карьеры священника, если бы он согласился совершить обряд над ребенком-»раскольником». Как по мне, последнее объяснение делает «московской церкви» только хуже – ведь что это за священник, который не может пожертвовать карьерой ради убеждений. Насколько я помню, в Древнем Риме ради веры люди на смерть шли…
Известно, что «Бог – это любовь». Однако в ситуации с отказом отпевать невинного младенца любовью даже не пахнет. Скорее, смердит ненавистью и несовместимой с благодатью жестокостью.
А если принюхаться, то можно учуять гнилостный запашок политики. В которую церковь втягивается далеко не в первый раз в своей тысячелетней истории.
Богдан Василенко