Наши чиновники всегда найдут, как украсть. Несмотря на две прошедшие в Украине революции и объявленный джихад против коррупции, взяточничество в стране процветает. И отпугивает от сотрудничества с государством добропорядочных предпринимателей. Ниже – рассказ как раз из этой серии.
Любовь к асфальту
Виктор Свисенко – человек немолодой. Почти всю жизнь он посвятил дорожному строительству. Хотя второе высшее образование – сельскохозяйственное. Поэтому он может с увлечением говорить как о плавающих грунтах и ненадежности «слоёного» асфальта, так и о грамотном размещении лесополос на полях. Но занимается он, конечно, дорогами.
Во времена мэрства Евгения Карташова Виктор Свисенко год возглавлял дорожную службу Запорожья – ЭЛУАД. За этот год новый директор сократил 8-миллионные долги коммунального предприятия более чем в два раза. И за дело переживал: «Выделил я некоторым ответственным работникам ЭЛУАДа служебные машины. Чтобы они не теряли драгоценное время в транспорте. Но заодно поставил им задачу: возить с собой мелкую щебенку и лопату. Чтобы, если увидели на дороге яму, остановились и засыпали ее щебенкой. Хоть на месяц людям будет ездить приятнее». Впрочем, долго на коммунальной службе Виктор не выдержал. Говорит, не хотел «всяким» заниматься, ушел.
Есть на фирме Виктора Свисенко и строительная техника – в том числе, уникальный для Запорожья тротуарный асфальтоукладчик. Это именно работники с фирмы Виктора из асфальта Виктора укладывали покрытие у супермаркетов «Метро» и «Ашан», а также на территории ликеро-водочного завода, расположенного у Никопольского поворота. «Там такие тяжелые фуры ездят… Но ничего, сколько лет прошло, но асфальт держится». Своей работой Виктор гордится, делает ее на совесть. Еще бы – когда кладешь асфальт частнику, не смухлюешь. Иначе репутацию можно испортить – и все, каюк бизнесу.
Гарантия, о которой нельзя говорить
Очень любит Виктор Свисенко говорить о любимом деле. А сегодня на рынке дорожного строительства происходит «какой-то позор».
– Видишь, – указывая рукой на биг-борд с политрекламой президентской партии, говорит Виктор. – Пишут, что на дороги Запорожской области потрачено 432 миллиона. При этом для освоения этих денег не было проведено ни одного тендера!
Также Виктор даже слышать не хочет о каких-то сомнительных «гарантийных сроках» службы новых автодорог, которые так любят озвучивать чиновники. Так, он отказался комментировать слова мэра Запорожья Владимира Буряка о «трехлетней гарантии» нового городского асфальта. «Такое даже говорить нельзя», – машет рукой предприниматель, который меньше 10 лет гарантии на свое покрытие просто не дает.
Также владелец асфальтного завода не понимает принципы нынешней работы некоторых проверяющих органов. Так, к нему недавно придрались работники КРУ, которые не увидели в документах укладки небольшого участка бордюра на одном из коммунальных объектов. «Да, у меня не хватило бордюров. Поэтому я одолжил их у одной из стройфирм. КРУ ко мне приходит и говорит – «ты бордюры украл». Я им тыкаю в «украденное» пальцем, они возражают – «в документах нет, значит – украл».
Недоволен Виктор работой КРУ. Говорит, они только документы сверяют, чтобы в них всего хватало. А реальные результаты этих ребят и не интересуют вовсе. «Поэтому у нас много фирм-«пустышек», у которых из персонала – один директор. Зато у них с бумагами все в порядке, а потому претензий со стороны КРУ – никаких».
Лицензионное «покращення»
Сегодня фирма Виктора Свисенко трудится на постройке нового полигона бытовых отходов, который возводится прямо за забором его завода. Очень недоволен он работой подрядчика – печально знаменитого «Карпатыбудинвест» Юрия Иванющенко-«Енакиевского». Говорит, не платят ничего за проделанную работу. Хотя вообще удивительно, что эта фирма до сих пор якобы строит городскую свалку – ведь она проходит процедуру банкротства.
Я так долго рассказываю о делах Виктора Свисенко для того, чтобы уважаемые читатели поняли – он не новичок в дорожном деле, а весьма опытный и эффективный дорожник. Поэтому события из дальнейшего моего рассказа нельзя объяснить его недостаточной квалификацией или ошибками.
Дело в том, что с июня-2017 чиновники вернули лицензирование дорожных работ, которое было отменено еще в 2015 году. Ну что ж, «нужна лицензия – получим», решил Виктор. Все данные для получения означенного документа теперь нужно отправлять в Киев, в Главную архитектурно-строительную инспекцию Украины (ГАСИ) – хотя раньше подобным занимались в Запорожье. Видимо, кто-то из столичных «слуг народа» решил, что из столицы виднее настоящее положение той или иной компании.
Что ж, необходимые бумаги были собраны, в столицу отправлены. Однако из Киева неожиданно пришел отказ – мол, не хватает в документах Виктора какой-то бюрократической закорючки. Что ж, предприниматель еще раз внимательно перечитал требования Кабмина для получения лицензии. Никаких нарушений со своей стороны не нашел – и отправил в ГАСИ тот же пакет бумаг с точно тем же содержанием. Опять пришел отказ – но уже с другой мотивацией.
Загребать «по-новому»
Пять раз пытался Виктор получить злополучную лицензию – и каждый раз ему ее не давали. Причем мотивы отказа в каждом письме были совершенно разные, как и личности чиновников, этот отказ подписывавших.
Однажды Виктор Свисеко поделился своей бедой с коллегой по дорожному строительству. «Тю, ты что, жадный? Заплати во-он тому человеку тысячу долларов, и лицензия будет твоя!».
И сразу понял предприниматель, для чего выдачу упомянутых документов перенесли в столицу – так легче поток коррупционного «нала» контролировать. Ведь у нас, как сообщил премьер Владимир Гройсман, коррупция почти уничтожена. Поэтому ее остатки чиновники хотят холить, лелеять и держать коррупционные источники поближе к себе, любимым.
Виктор платить ничего не собирается принципиально. «Никогда мзду не давал и не собираюсь», – жестко заявляет он. И заверяет, что выживет и без коммунальных заказов. «Вот только город жалко», – вздыхает предприниматель, к которому неоднократно обращались для исправления разных «косяков», которые допустили запорожские дорожники-любители.
Ведь у этих любителей зачастую нет знаний и техники – зато есть лицензия на строительные работы. Хотя мы теперь знаем, как этот документ получается.
Богдан Василенко