«Дорожная коррупция» в Запорожье или лицензия за тысячу долларов

Наши чиновники всегда найдут, как украсть. Несмотря на две прошедшие в Украине революции и объявленный джихад против коррупции, взяточничество в стране процветает. И отпугивает от сотрудничества с государством добропорядочных предпринимателей. Ниже – рассказ как раз из этой серии.

Любовь к асфальту

Виктор Свисенко – человек немолодой. Почти всю жизнь он посвятил дорожному строительству. Хотя второе высшее образование – сельскохозяйственное. Поэтому он может с увлечением говорить как о плавающих грунтах и ненадежности «слоёного» асфальта, так и о грамотном размещении лесополос на полях. Но занимается он, конечно, дорогами.

Еще в далеком и безумном 1995 году Виктор купил умирающий асфальтный заводик на Правом берегу, около нынешнего кладбища Святого Николая. Постепенно он вытащил предприятие из болота нищеты, сохранил коллектив из двух десятков профессионалов дорожного строительства. Сегодня, спустя 22 года после покупки, годовой оборот завода превышает 20 миллионов гривен.

Во времена мэрства Евгения Карташова Виктор Свисенко год возглавлял дорожную службу Запорожья – ЭЛУАД. За этот год новый директор сократил 8-миллионные долги коммунального предприятия более чем в два раза. И за дело переживал: «Выделил я некоторым ответственным работникам ЭЛУАДа служебные машины. Чтобы они не теряли драгоценное время в транспорте. Но заодно поставил им задачу: возить с собой мелкую щебенку и лопату. Чтобы, если увидели на дороге яму, остановились и засыпали ее щебенкой. Хоть на месяц людям будет ездить приятнее». Впрочем, долго на коммунальной службе Виктор не выдержал. Говорит, не хотел «всяким» заниматься, ушел.

Есть на фирме Виктора Свисенко и строительная техника – в том числе, уникальный для Запорожья тротуарный асфальтоукладчик. Это именно работники с фирмы Виктора из асфальта Виктора укладывали покрытие у супермаркетов «Метро» и «Ашан», а также на территории ликеро-водочного завода, расположенного у Никопольского поворота. «Там такие тяжелые фуры ездят… Но ничего, сколько лет прошло, но асфальт держится». Своей работой Виктор гордится, делает ее на совесть. Еще бы – когда кладешь асфальт частнику, не смухлюешь. Иначе репутацию можно испортить – и все, каюк бизнесу.

Гарантия, о которой нельзя говорить

Очень любит Виктор Свисенко говорить о любимом деле. А сегодня на рынке дорожного строительства происходит «какой-то позор».

– Видишь, – указывая рукой на биг-борд с политрекламой президентской партии, говорит Виктор. – Пишут, что на дороги Запорожской области потрачено 432 миллиона. При этом для освоения этих денег не было проведено ни одного тендера!

Также Виктор даже слышать не хочет о каких-то сомнительных «гарантийных сроках» службы новых автодорог, которые так любят озвучивать чиновники. Так, он отказался комментировать слова мэра Запорожья Владимира Буряка о «трехлетней гарантии» нового городского асфальта. «Такое даже говорить нельзя», – машет рукой предприниматель, который меньше 10 лет гарантии на свое покрытие просто не дает.

Также владелец асфальтного завода не понимает принципы нынешней работы некоторых проверяющих органов. Так, к нему недавно придрались работники КРУ, которые не увидели в документах укладки небольшого участка бордюра на одном из коммунальных объектов. «Да, у меня не хватило бордюров. Поэтому я одолжил их у одной из стройфирм. КРУ ко мне приходит и говорит – «ты бордюры украл». Я им тыкаю в «украденное» пальцем, они возражают – «в документах нет, значит – украл».

Недоволен Виктор работой КРУ. Говорит, они только документы сверяют, чтобы в них всего хватало. А реальные результаты этих ребят и не интересуют вовсе. «Поэтому у нас много фирм-«пустышек», у которых из персонала – один директор. Зато у них с бумагами все в порядке, а потому претензий со стороны КРУ – никаких».

Лицензионное «покращення»

Сегодня фирма Виктора Свисенко трудится на постройке нового полигона бытовых отходов, который возводится прямо за забором его завода. Очень недоволен он работой подрядчика – печально знаменитого «Карпатыбудинвест» Юрия Иванющенко-«Енакиевского». Говорит, не платят ничего за проделанную работу. Хотя вообще удивительно, что эта фирма до сих пор якобы строит городскую свалку – ведь она проходит процедуру банкротства.

Я так долго рассказываю о делах Виктора Свисенко для того, чтобы уважаемые читатели поняли – он не новичок в дорожном деле, а весьма опытный и эффективный дорожник. Поэтому события из дальнейшего моего рассказа нельзя объяснить его недостаточной квалификацией или ошибками.

Дело в том, что с июня-2017 чиновники вернули лицензирование дорожных работ, которое было отменено еще в 2015 году. Ну что ж, «нужна лицензия – получим», решил Виктор. Все данные для получения означенного документа теперь нужно отправлять в Киев, в Главную архитектурно-строительную инспекцию Украины (ГАСИ) – хотя раньше подобным занимались в Запорожье. Видимо, кто-то из столичных «слуг народа» решил, что из столицы виднее настоящее положение той или иной компании.

Что ж, необходимые бумаги были собраны, в столицу отправлены. Однако из Киева неожиданно пришел отказ – мол, не хватает в документах Виктора какой-то бюрократической закорючки. Что ж, предприниматель еще раз внимательно перечитал требования Кабмина для получения лицензии. Никаких нарушений со своей стороны не нашел – и отправил в ГАСИ тот же пакет бумаг с точно тем же содержанием. Опять пришел отказ – но уже с другой мотивацией.

Загребать «по-новому»

Пять раз пытался Виктор получить злополучную лицензию – и каждый раз ему ее не давали. Причем мотивы отказа в каждом письме были совершенно разные, как и личности чиновников, этот отказ подписывавших.

Однажды Виктор Свисеко поделился своей бедой с коллегой по дорожному строительству. «Тю, ты что, жадный? Заплати во-он тому человеку тысячу долларов, и лицензия будет твоя!».

И сразу понял предприниматель, для чего выдачу упомянутых документов перенесли в столицу – так легче поток коррупционного «нала» контролировать. Ведь у нас, как сообщил премьер Владимир Гройсман, коррупция почти уничтожена. Поэтому ее остатки чиновники хотят холить, лелеять и держать коррупционные источники поближе к себе, любимым.

Виктор платить ничего не собирается принципиально. «Никогда мзду не давал и не собираюсь», – жестко заявляет он. И заверяет, что выживет и без коммунальных заказов. «Вот только город жалко», – вздыхает предприниматель, к которому неоднократно обращались для исправления разных «косяков», которые допустили запорожские дорожники-любители.

Ведь у этих любителей зачастую нет знаний и техники – зато есть лицензия на строительные работы. Хотя мы теперь знаем, как этот документ получается.

 

Богдан Василенко