На выставке в Запорожской области можно увидеть загадочную икону

Новая выставка заняла весь второй этаж краеведческого музея Мелитополя.Главным экспонатом является уникальная икона «Нерукотворный образ Спаса».

Уникальная икона попала в фонды музея в 1962 г, как раз во время антирелигиозной компании Хрущева, передает РиаМелитопоь.

Чтобы уберечь образ, староста церкви при Песчанском кладбище (до наших лет ни церковь, ни кладбище не сохранились) Тихон Гордеевич Пасечник передал ее краеведам. А вот каким образом она попала к нему, до сих пор никто не знает, говорит научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Татьяна Шевченко.

— Нам известно, что икона была написана в 1683 г. В то время наша территория еще входила в состав Крымского ханства. Возникает вопрос: как икона могла попасть в Мелитополь, если история нашего города начинается только в конце XYIII в.? Некоторые связывают ее появление с деятельностью протоиерея Иоанно-Предтеченской церкви Алексея Богаевского, но достоверного подтверждения тому нет. Я думаю, что эту историю мы уже никогда не узнаем, — признается Татьяна Тарасовна.

Она рассказывает, что «Нерукотворный образ Спаса» написал иконописец мастерской Оружейной палаты при Кремле Михаил Милютин. Он был учеником выдающегося иконописца XYII в. Симона Ушакова, который по мастерству не уступал таким средневековым гениям, как Андрей Рублев и Дионисий. О том, что именно Михаил Милютин создал «Нерукотворный образ Спаса», говорит надпись, расположенная в углу иконы: «зрча года писал этот образ нашего Иисуса Христа сына Божьего изограф царей Михаил Милютин по обещанию стольника Стефана Афанасьева сына Собакина».

Татьяна Шевченко объясняет, что «зрча» — это буквенное обозначение года, когда писалась икона. Для того, чтобы вычислить эту дату, от 7191 г. (от сотворения мира) отнимаем 5508 (год, когда родился Иисус Христос) и получаем 1683 г. Также на иконе есть еще одна важная надпись: «мандилион». Она говорит о том, что икона была на полотне — платье или убрусе (полотенце). Интересно, что Михаил Милютин изобразил Христа правдиво, что было нехарактерно для иконописания тех времен. Тогда было принято наделять образы святых нечеловеческими чертами.

— Милютин, как и его учитель Симон Ушаков, изобразил Иисуса Христа живоподобно. Он прописал анатомию лица: здесь видны шелковистость бороды и волос, алые губы и щеки, очень выразительные глаза, мастерски прописаны светотени. Образ написан настолько реально, что, когда я в прошлом году готовила эту выставку, мне казалось, что лик Христа следит за мной, — признается Татьяна Шевченко.

По ее словам, иконописец представил не свое виденье Христа. Он его изобразил по рисунку, который чудесно отпечатался на плате, которым Христос вытер свое лицо. Научный сотрудник краеведческого музея добавляет, что нимб, изображенный на иконе, ассоциируется с высшим светом, а симметрия лица говорит о порядке во всем, что сделал Бог. Важная деталь: Михаил Милютин изобразил только голову Иисуса — это характерно только для икон «Нерукотворного Спаса», на других Христос изображен в движении или в полный рост.

— Возле этой иконы молятся про здоровье, милость Божью, об удаче во всех своих работах. Все желающие могут увидеть эту икону и помолиться перед ней с 14 по 29 августа, — резюмировала Наталья Тарасовна.

Источник: РиаМелитополь

#краеведческий музей«Нерукотворный образ Спаса»Мелитопольрелигия