Церковные споры
После получения Украиной Томоса об автокефалии в 2018 году новая украинская церковь получила название Православная Церковь Украины (ПЦУ). Но Украинская православная церковь (УПЦ) Томос не признала. С тех пор в православном мире началось разделение власти, церквей, имущества, приходов и прихожан. Все чаще отцы духовные и дела церковные стали упоминаться в скандалах по разделу «добра». Как живется после Томоса запорожским священнослужителям, «Суббота плюс» поинтересовалась у представителей обоих церквей.
В редакцию газеты пришло письмо от жителя города Вольнянска, прихожанина Московского патриархата, который хотел перейти в церковь Киевского патриархата. Но во время визита в запорожский Собор Святой Троицы Православной Церкви Украины, они были шокированы, что служители не соблюдают церковных канонов и пока отложили переход. Мы публикуем текст письма в оригинале, без перевода. (см. Яку церкву хочуть відвідувати віруючі люди).
Что же происходит в церквях после Томоса, мы поинтересовались у служителей обоих – УПЦ и ПЦУ, задав им одинаковые вопросы.
Протоиерей Александр Овчаренко, клирик храма святых Петра и Февронии УПЦ
1. Какой была реакция прихожан на Томас?
Наши прихожане к этому отнеслись философски. Нашей Церкви уже более 2000 лет – пережили Нерона, пережили красный террор большевиков, с помощью Божией переживем и томосятину )) Патриарх Варфоломей своим, мягко сказать, безнравственным решением, загнал себя в угол на сегодняшний момент, а прошло уже более полгода, ни одна(!) Поместная Церковь не признала ПЦУ. А их «почетный патриарх» Филарет уже вышел из ПЦУ, судится с ними. И это просто позор для всего православного мира – язычники и нехристиане из-за этих действий Фанара просто не видят настоящего Христа, отгораживаются от спасительной миссии Церкви и в этом огромный грех патриарха Варфоломея и иже с ним.
Как изменилось количество прихожан после Томаса?
Мы специально не занимались этим вопросом. Тот костяк нашего прихода, а это около трехсот человек, так и остался неизменным. На праздники много и новых людей. Некоторые специально спрашивают: « А что у вас за Церковь? Вы не приняли томос?» И когда получают отрицательный ответ, облегченно и радостно вздыхают))
Как происходит раздел (передача) церковного имущества – соборов, земель, икон?
Раздел и передача имущества? Вы шутите? )) По Украине проходит волна рейдерских захватов храмов Украинской Православной Церкви! Об этом свидетельствует множество отчетов ОБСЕ и судебные дела. И хотя по Украине это всего лишь менее одного процента от количества приходов УПЦ, но все же, за каждым таким случаем боль живых людей. Слава Богу, в нашей епархии такого нет. Из более 200 священнослужителей ушло всего два священника. Один был без прихода и даже в ПЦУ не остался, сейчас не понятно, где он вообще. А второй — бывший настоятель больничного храма. Но приход за ним не пошел, только отдельные прихожане. Поэтому в храме, как и прежде, совершается богослужение каноническим священником.
Протоиерей Игорь Савва, настоятель церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Православная Церковь Украины)
Какой была реакция прихожан на Томас?
Наша община вынуждена была отделиться от Русской Церкви в Украине (УПЦ МП) и некоторое время собиралась и служила, не принадлежа никакой церковной структуре. Как только была образована Православная Церковь Украины (ПЦУ) и получила Томос (каноническое постановление) об автокефалии, мы с общиной с радостью присоединились к этой церкви. Вопрос автокефалии (самоуправления) церкви – это вопрос не духовный, а административный или канонический, как у нас говорят. Но, в наших условиях он касается и духовной жизни. Автокефалия нужна любой церкви, не только Украинской, но и всем остальным, для того, чтобы церковь не была зависимой от политических интересов соседних государств. В духовном же смысле, автокефалия не делает церковь отдельной. Любая автокефальная православная церковь является единой со всеми остальными. Поэтому Томос об автокефалии был воспринят нашими прихожанами, которые ощутили на себе политизированность русского православия, с радостью и облегчением.
Как изменилось количество прихожан после Томаса?
Наша община немногочисленна. После Томоса, когда мы обрели канонический статус, интерес к нам возрос, и количество прихожан увеличилось почти вдвое.
Как происходит раздел (передача) церковного имущества – соборов, земель, икон?
Могу рассказать только о своем опыте. Наша община сознательно отказалась бороться за свой храм, который она сама создала. Зная о грязных методах борьбы за церковное имущество, применяемых в УПЦ МП и существовании церковной военизированной организации «Радомир» в Запорожье, я не хотел подвергать опасности своих прихожан. Но, главная причина, почему мы не ввязались в эту борьбу, состоит в том, что Церковь – это не строения храмов и не имущество, а люди. Люди составляют церковь и никто не способен их этого лишить. Собираться, как церковная община, они могут в любом месте. Мы оборудовали домовую церковь в помещении, которое нам предоставили не равнодушные люди. В других случаях община вполне может забрать свой храм с собой, переходя в каноническую церковь ПЦУ, ведь храм, это ее имущество.
Письмо в редакцию
Яку церкву хочуть відвідувати віруючі люди
Я віруюча людина з дитинства відвідую церковні богослужіння Нам постійно говорили що церква Київського Патріархату не канонічна, не признана, що там немає Божої благодаті….. Я патріот України і завжди мріяв щоб богослужіння проходили зрозумілою мені мовою,бажаю молитись за українську владу та мир на нашій землі. Відвідуючи церкву Московського Патріархату я змушений молитись за «руський мір», мені це не подобається. І таких людей в церквах Московського Патріархату багато.
Після надання Томосу Православній Церкви України ми зрозуміли — наша мрія може збутися. Навіть поза всі погрози притиснення збоку Запорізької Єпархії, ми в приході вирішили приєднатися до Української Церкви. Зібрали делегацію та поїхали в Запоріжжя до центрального Собору Святоі Трійці ПЦУ. Після того невігласа,що ми там побачили у нас зникло бажання переходити до Київського Патриархату!!!
Ми приїхали до Собору дуже рано,він ще був закритий. Підійшло декілька молодих чоловіків в цивільній одежі, вітаючись між собою масоновским привітанням, потисненням руки. Віруючі люди так не вітаються!!! Яке ж здивування виникло у нас, коли ми дізналися, що це священники Собору. Я за своє життя такого божевілля в Московському Патріархаті не бачив.
Всі священники побриті, пострижені, а деякі як скінхєди. Всі одягнені в цивільні сорочки з коротким рукавом. Ніхто, підійшовши до Собору, не перехрестився, але привітався потисненням руки.
Потім прийшов ще один, такий самий дивний, і відкрив Собор. Всі пішли одягати підрясники. Нашому здивуванню не було меж, тому ми не сказали їм, що ми прийшли вирішувати питання приєднання нашого приходу до Православної Церкви України. Ми вирішили все вияснити, розпитати людей… Почекали Єпіскопа Фотія. Коли нам сказали, що приїхав Єпіскоп і показали на нього, то ми зовсім остовпініли!!!!!! Він, монах, приїхав в цивільній одежі і пішов до собору давати вказівки. Потім пішов в кабінет, переодягнувся в підрясник. Напевне йому сказали, що ми про нього питали і хотіли порозмовляти. Але у нас бажання зникло і розмовляти і приєднуватись!!!
Ми розпитали тих небагатьох людей, що проходили біля Собору, про те, як люди ставляться до Церкви та священників Собору і нам розповіли неприємні речі. Богослужіння в Головному Соборі Запорізької Єпархії проходять не кожен день, рідко!!!Священники та Єпіскоп соромляться свого священства і ховаються від людей!!! Вінчання та хрещення проводяться на швидку руку, головне – плата, такса… При Богослужінні нічого не чути, тому людей дуже мало. Нас попередили, що ніхто із священників Запорізької Єпархії не виконує правил священства.
Жінки, які працюють в Соборі, приходять на Богослужіння всі в штанах. Ніхто не знає і не хоче виконувати правила відвідування Собору!!! Всі віруючі люди знають, що церковні правила обов’язкові для виконання і священикам,і мирянам!
Бажання приєднатися до Православної Церкви України у нас і в інших приходах існує, але нам потрібен церковний порядок. Ми звертаємося до віруючих людей Запорізької області — давайте наведемо порядок в єпархії!!! Якщо Єпіскоп і священники не хочуть виконувати Закон Божий, будемо звертатися до Митрополита Єпіфанія, до Вселенського Патріархата.
Я хотів би, щоб люди висловили свої думки, поради — як навести порядок. Можливо в Єпархії є хоть два-три нормальні священники, які люблять і бояться Божого покарання. З розумілих причин не називаю свого приходу в Московському Патріархаті, але коли ми побачимо, що є Божья благодать в Український Церкві і є захист прихожан, то ми назвемо себе відкрито.
Житель м. Вільнянська Запорізької обл.
Карнієнко М В
Комментарии служителей
Протоиерей Игорь Савва, настоятель церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Православная Церковь Украины)
Я знаю священников собора св. Троицы и епископа Фотия, служил там несколько раз и канонических нарушений в соборе не наблюдал. Мне было бы очень интересно поговорить с прихожанами, у которых создалось такое впечатление и спросить, о чем именно идет речь. Но в общем можно сказать, что каноны православной церкви – сложная и неоднозначная тема. Каноны, в отличие от догматов, не являются положениями веры, это юридические правила, выработанные в церкви в глубокой древности. Без специального изучения, мало кто может понять, что означали те или иные правила в свое время. Обычно обращаются к авторитетным толкованиям канонов, но последнее такое толкование было сделано в XII веке. Поэтому, в связи с общей безграмотностью в этом вопросе, разговор о канонах и их нарушении, часто используют в манипулятивных целях.
Протоиерей Александр Овчаренко, клирик храма святых Петра и Февронии УПЦ
Простые люди может и не сильно подкованы в богословии, но они сердцем чувствуют правду и Истину. К горькому источнику народ приходить не будет. Люди сами увидели нарушение канонов (а как может быть по-другому в структуре, создание которой произошло с дичайшим нарушением основных канонов церковного права!) Жаль, что они хоть и не ушли, но все же соблазнились «сладкими речами» волков в овечьих шкурах. Вместо Христа им предложили ересь этнофилетизма. У секты любителей томоса напрочь отшибло элементарную логику. Автокефалия — (др.-греч. αὐτοκεφαλία «самовозглавление» от αὐτός «сам» + κεφαλή «голова») -статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Поэтому то, что «Автокефальная церковь Украины, согласно Томосу, признает своей главой Константинопольский престол» уже означает, что нет никакой автокефалии и не будет! Нет самостоятельного права канонизировать святых, варить миро, открывать новые приходы за рубежом. Странный этот Томос, который выдали пану Думенко и пану Порошенко, потому что с автокефального там только само слово «автокефальная». Людей обманули! Поздравляю с образованием юрисдикции Константинопольского Патриархата в Украине! Если сомневаетесь — читайте Томос. В свое время, Парубий даже успел анонсировать, что законопроект # 4128 (о захвате храмов) необходим чтобы «дать очень четкие юридические процедуры перехода церквей». А как еще наполнять ПЦУ? Нужен инструмент для захвата приходов, потому что сами-то не «переходят». Я думаю, что если бы прошлая власть задержалась, то следующим законопроектом, зарегистрированным во ВРУ, было бы установление уголовной ответственности за непризнание Томоса! Это горькая ирония, но она могла стать действительностью. Слава Богу, что это в прошлом. Верующие Украинской Православной Церкви надеются на конституционное и беспристрастное отношение власти к церковному вопросу, что Гарант Конституции защитит их права.
Наталья КОВАЛЕВСКАЯ