В школу в пижаме. Запорожанка рассказала свою историю учебы в Америке

УЧЕБА НЕ ДЛЯ ЗНАНИЙ

Мало кто знает, но уже около 30 лет у украинских школьников есть возможность    совершенно   бесплатно отправиться в путешествие по США, учиться в американской школе в течение одного академического года и проживать в американской семье. Правда, получить стипендию на это очень непросто. Одним из счастливчиков, которой удалось поучаствовать в программа обмена будущих лидеров (FLEX) стала наша землячка,  Богдана   Бублей. Особенностями    американского    образования девушка  поделилась с нами.

Не жалко года

“Каждый год условия для участия в программе незначительно изменяются,­ рассказывает Богдана. ­ Мне удалось поучаствовать в ней семь лет назад. На тот период  я прошла тест на знание английского языка, по результатам которого была допущена к следующим двум этапам. А именно ­ к написанию мотивационного эссе, где нужно объяснить цель твоего участия в программе. Затем непосредственное собеседование с рекрутером проекта. Здесь оценивают лидерские качества, способность адаптации к новому обществу, стране и т.д. В моем случае все эти этапы длился практически год и естественно на английском языке.

На то время я перешла в 11­й класс Запорожского лицея №99. Но выпускным, как для всех моих одноклассников, он не стал. Вместо того, чтобы благополучно отучиться еще годик и обзавестись аттестатом, я стала участником программы и, не раздумывая, собрала вещи для учебы в США. Более того, у меня была возможность вернуться в запорожскую школу в конце учебного года и сдать экстерном все экзамены. Но я предпочла остаться еще на пару месяцев в Америке, понимая, что потеряю год. Несмотря на то, что американской школе я также училась в выпускном классе, вернувшись, мне пришлось год доучиваться еще в родном лицее. И это того стоило!

Семья вслепую

Честно говоря, возвращаться было тяжело. Когда я закончила учебу  в Америке, как раз начиналась пора выпускных балов, на которую по условиям, увы, я остаться не смогла. По истечению учебного года в США я, кроме опыта, никаких аттестатов не получила, о чем не жалею. Некоторые школы дают подобные документы, но Украина их не признает. 

Все финансовые расходы берут на себя организаторы программы, в том числе и за перелет. Поэтому оказаться на американской земле получилось без особых затрат. По условиям программы, студентов не только определяют в школу, но и дают возможность окунуться в особенности жизни американских семей. В аэропорту меня встретила американская хост­семья. Причем принимающая сторона выбирает себе нового члена семьи исключительно по анкете и эссе, не видя фотографии. Одним из пунктов заявочного эссе как раз и было ­ написание письма будущей американской семье. Выбрали они меня, как признались позже, очень демократично. Мои новые папа, мама, брат и сестра единогласно проголосовали за мою кандидатуру.

Встреча была душевной, мы понравились друг другу с первого взгляда. Но вместо того, чтобы отметить это событие или хотя бы отдохнуть после перелета, меня сразу отвезли в школу. Тут провели экскурсию, предложили выбрать предметы для обучения. Я тогда толком не понимала, что от меня хотят. Во­первых, ­ сказывалась усталость, а во­вторых, ­ тот английский, который я учила в Украине и местный, оказались несколько разными языками. Нужно было время для адаптации моих знаний английского к местным диалектам.

Учеба на заказ

Система американского образования, как меню в Макдональдз, позволяет ученикам выбирать предметы для обучения. Есть базовые дисциплины, обязательные к обучению. В моем случае, обязательными стали американская история и английский язык. Из выбранного я отдала предпочтение занятиям музыки, уроки по которой проходили три дня в неделю. Здесь у меня была возможность выбрать любой инструмент и даже попасть в оркестр. Где я в итоге и очутилась, играя на ударных инструментах. Моя новая семья, не только не возражала против моего выбора, а даже купила мне барабанную установку! Согласитесь, не все родители одобрят такой выбор даже родных детей. Ведь репетиции нередко проходят дома. 

В общей сложности в день было четыре пары по два академических часа. При этом есть так называемый внеклассный час, предназначенный для выполнения домашнего задания. Здесь понимают, что после уроков ученики идут либо на дополнительные занятия, либо работать, поэтому предоставляют возможность делать «домашку» тут же.

Свой среди своих

Я оказалась единственным иностранным студентом и жителем небольшого городка на Севере штата Нью­Йорк.  Отношение как мне, как в школе, таки за ее пределами, было абсолютно нейтральным. В классе было около ста учеников. Это даже не класс, а поток. Здесь не делят классы на буквы, как у нас. Практически на каждом уроке я встречалась с новыми одноклассниками.

Придя в школу в первый день, меня никто не представлял классу как «новенькую». Мне самой приходилась обращаться к одноклассникам с тем или иным вопросом. Именно так они понимали, что я не местная. Да, мне помогали, но душу никто не открывал. В этом плане они очень поверхностные. Спустя год как таковых друзей у меня не появилось. 

Тяжелее учиться здесь или в Украине, я бы не стала сравнивать. В Штатах обучение построено более логично и структурировано. В отличие от Украины, там вся работа происходит в школе, а не дома. Сам учебный процесс строится на привлечении вспомогательных материалов: фильмов, артефактов и т.д. 

История в мультиках

Для меня стали открытием уроки истории. Преподаватель посреди урока может рассказать анекдот или включить мультфильм для переключения. Оказалось, что в сюжетах «Симпсонов», например, много поучительных моментов из американской истории. Историк никого из учеников не называл по именам, всем придумывал прозвища. Меня, например, называл «Юкрэин». Его уроки не прогуливал никто. Тут можно было закинуть ноги на парту, если тебе так удобно, достать судок с едой, если проголодался, пить кофе, слушая лекцию. Так практически на всех уроках. Звонок тут не только для учителя. Ученики, услышав звонок, имеют полное право встать и уйти. Перемена длится всего 4 минуты, чтобы успеть дойти до аудитории. И уж конечно выйти в туалет можно в любое время без всякого разрешения. На обед выделяется 40 минут. 

Правила без правил

Никто вам ничего не скажет, если вы придете в школу в пижаме и домашних тапках. Нопри всей свободе, школа с первым звонком на урок закрывалась. Выйти из нее посреди учебного дня возможно только если приедут за вами родители. В самом помещении дежурит охрана, и не так как у нас дедушка в комуфляже, а люди со специальным снаряжением и рациями.

Здесь категорически запрещено списывание и подсказывание. Последнее ­ за ненадобностью, т.к. вызвать к доске могут только для представления подготовленного реферата. Списывать просто запрещено правилами, которые все американцы и не только школьники, свято чтят. На экзаменах (тестах) садятся строго по одному, сдав все гаджеты. Сами тесты проверяются компьютером, а не учителями.

Или учиться или работать

Об уровне знаний в американской школе мне судить сложно, ко мне все­таки были снисходительны, понимая, что я учусь на неродном языке. Плохих оценок у меня не было. Иначе, по условиям программы, меня бы отправили домой. Американских школьников никто не заставляет учиться. Весь процесс обучения построен до того творчески (работа в командах, интерактивные лекции и т.д.) что учится становится интересно. Знания у ребят тут узкоспециализированы и сконцентрированы на интересующих их предметах. При этом каждый месяц родителям присылают табель с оценками их чада. И уже на семейном совете решают, учиться ли ребенку дальше или идти работать.

Несмотря на запрет условиями программы работать, подрабатывать мне все таки удавалось. За 10 долларов в час я оказывала услуги няни. Но это не потому, что не хватало на жизнь. Моя хост­семья обеспечивала меня всем, плюс у меня была стипендия 125 долларов в месяц. Этих денег хватало даже на вещи с распродаж.

В условиях моего пребывания тут было 120 часов  волонтерских работ. Я эту миссию осуществляла уроками танцев для местных деток. Можно было и помогать американской армии. Мой хост­папа был военным. Свои отпечатки венная семья накладывала на быт. Отбой был строго в 22.00. Хотя, по пятницам можно было развлекаться хоть всю ночь. В школе была пятидневка. К тому же будучи в снежном регионе, нередки были так называемые «снежные» дни. Если уровень снежного покрова достигал определенного уровня, каждому приходила смс с сообщением: «Сегодня в школу можно не идти». Таких дней бывало 3­4 в неделю. Кстати, дорога в школу занимала больше часа в одну сторону.

Школа жизни

Конечно, мой учебный год был направлен не на получение знаний по определенному предмету, а на получение опыта общения. Мне удалось поменять себя, вырасти в своих же глазах, стать адаптивной, принимая с легкостью любой вызов ­ будь то новая работа или страна. Это вообще не про школу как таковую, а про школу жизни.

Америка научила быть толерантной, уважать всех. В классе учились девушки, которые были матерями нескольких детей в 16 лет, и никто их за это не корил. Представители разных рас и сексуальных меньшинств среди учеников и учителей – это в порядке вещей. Никто на этом не концентрирует внимание. Те, кто позволял себе какие­то издевки, сами становились изгоями.

Возвращение домой

Вернувшись в Украину, адаптироваться к нашим реалиям достаточно трудно. Год в украинской школе после американской ­ еще то испытание. Озлобленность, хамство, как со стороны одноклассников, так и учителей, возвращают с небес на землю. Бороться с этим в одиночку невозможно. От реалий я полностью погружалась в музыку, которой обучилась в той же Америке.

Спустя время я вернулась в программу в качестве сотрудника. По анкетам и эссе претендентов я понимаю, что большинство молодых людей, с помощью программы, хотят сбежать из страны. Но это не тот случай. Во­первых, с каждой области ежегодно приходит по 800 заявок. Это десятки тысяч претендентов. А шанс есть только у 200. Остаться там нереально. Вас вернут через американский розыск. Во­ вторых, если ваш ребенок задается вопросом, зачем ему нужна подобная программа, значит она ему не нужна. Это шанс изменить себя. Если вы действительно готовы это сделать, ­ вам смогут дать такой шанс.

Американская история от Ирина ЛАДАН

Американская историяЗапорожцы в америкеУчеба в США