Запорожцы могут остаться с разбитыми дорогами и без денег за испорченное имущество. Ведь «заводомэрия» с Владимиром Буряком во главе не готовы признавать свои управленческие ошибки, как и прощаться с бюджетными деньгами
Долго и дорого
Во время очередного «погодного коллапса» в семье Олеси и Антона Крамаренко произошла небольшая непрятность: на их автомобиль упало трухлявое дерево. Ветки повредили капот машины и разбили лобовое стекло. В свое время это злополучное дерево должны были спилить сотрудники коммунального предприятия «Основание». Но у них, как это часто бывает, до ликвидации аварийного растения руки не дошли.
После инцидента супруги Крамаренко решили добиться справедливости и получить от КП «Основание» компенсацию за ремонт автомобиля. По словам пострадавшей стороны – не из-за денег, ради справедливости.
В итоге, Олесе и Антону понадобилось два года судебных тяжб, невероятное количество потраченных нервов и помощь квалифицированного юриста, чтобы добиться компенсации от «Основания».
— Сегодняшние реалии таковы, что судиться с мэрией или коммунальным предприятием и пытаться получить от них компенсацию – очень непросто. Во-первых, это дорого, поскольку подобными делами должны заниматься квалифицированные юристы. Если человек не знает действующего законодательства, ему будет сложно самостоятельно отстаивать свои права в суде, — говорит юрист Кристина Крутилева.
Кроме того, по словам юристки, судебные тяжбы отберут у пострадавшей стороны очень много времени и нервов – отечественные служители Фемиды берутся рассматривать подобные дела без особого энтузиазма. И наконец, если человек все же вытерпел все «тяготы и лишения» правового спора, это еще не значит, что он быстро получит от коммунального обидчика компенсацию:
— Зачастую после того, как уже есть решение суда, истцу предстоит еще одна «битва» — с исполнительной службой. Потому что нередко судебные исполнители не торопятся исполнять подобные решения и взыскивать средства, — говорит юрист.
Бей машины, я плачУ!
Как же быть горожанам, которые пострадали от бездействия (либо действия, но вредительского) коммунальных предприятий, но у них нет ни времени, ни лишних средств, чтобы судиться? Немедленно идти в мэрию и требовать компенсацию там. Правда, пока в Запорожской ратуше ничем конкретным не помогут и денег не дадут. А вот в соседнем Днепре тамошние депутаты решили, что если коммунальшики оплошали, что за свои ошибки они должны платить. В самом прямом смысле слова.
Недавно на сессии городского совета Днепра депутаты приняли специальную программу компенсации убытков горожанам, если они были причинены по вине коммунальщиков. Новая программа предусматривает, что если горожане или их имущество пострадали из-за бездействия коммунальных служб, то они получат компенсацию из городского бюджета. В приоритете – ущерб автомобилям от некачественных дорог, а также от аварийных деревьев.
Как это будет работать? Раз в месяц в мэрии Днепра будет заседать специальная комиссия, которая рассмотрит жалобы пострадавших днепрян, определит сумму ущерба и вынесет вердикт: назначать компенсацию или нет. В случае положительного решения, деньги за разбитое лобовое стекло или поврежденную автомобильную шину коммунальные предприятия будут выплачивать из собственных средств.
В Запорожской мэрии о программе, которую приняли соседи, слышали. Но пока не готовы сказать, будет ли что-то аналогичное разработано и принято в Запорожье. Кивают в сторону депутатов: мол, это их прерогатива – разрабатывать и принимать подобные решения. При этом подчиненные Буряка уверяют: в горисполком запорожцы не обращались ни разу и компенсации на испорченное имущество не требовали.
Я не трус, но я боюсь!
О «соседской инициативе» знают и депутаты запорожского горсовета. Часть из них такое решение коллег приветствует и уверяет: если коммунальщики не могут качественно выполнять свою работу, пусть несут наказание гривной.
— Полностью поддерживая такую инициативу. Уверен, что подобную программу нужно внедрить в Запорожье как можно скорее. Потому что запорожской власти пора брать на себя обязательства перед горожанами – эра коллективной безотвественности закончилась! — говорит депутат-«укпоповец» Михаил Прасол.
В тоже время, часть его коллег считает, что подобное депутатское решение заставит громаду платить коммунальным предприятиям дважды: за оплаченную из бюджета, но не сделанную работу, и в виде компенсации горожанам за свои же «проколы».
— Думаю, власти не готовы к принятию такой программы, потому что главная цель при выполнении любых работ, к сожалению, не качество. Программа очень интересная и правильная, показывает, готово ли большинство горсовета и исполнительная власть отвечать за свои действия и расходование денег налогоплательщиков, — говорит депутат Запорожского горсовета Екатерина Константинова. Однако, по ее мнению, в этот документ нужно включить еще несколько очень важных пунктов. Один из них – компенсация, если ущерб нанесен не автомобилю, а живому человеку.
— Как механизм ответственности это (такое решение) можно использовать, но лишь вместе с более эффективной системой необратимого наказания чиновников, которые не выполняют свою работу, — рассказал «Субботе плюс» депутат Запорожского городского совета от БПП Александр Константинов. Позже он объясняет, почему в Запорожье будет очень сложно принять подобную программу:
— Наша исполнительная власть неспособна признавать свои ошибки и быть ответственной перед громадой.
Его коллега по депутатскому корпусу Дмитрий Серый абсолютно согласен с этим мнением. Он считает, что признать свои ошибки городским властям Запорожья не хватит смелости.
Хватит ли у местной власти сил и решимости признать работу коммунальных служб неэффективной и публично об этом заявить? Скорее всего, нет. Будь по-другому, то и мэр, и его замы давно бы уже не только спрашивали с главных коммунальщиков за неэффективную работу, но и принимали бы кардинальные кадровые решения. Как видим, в Запорожье этого нет. Ровно как и спиленных аварийных деревьев, «залатанных» дорог, отремонтированных кровель и т.д. Посему и компенсации за различные коммунальные ущербы горожанам не видать. Как минимум, пока при власти будут представители «заводомэрии».
Ирина Дубченко