Как олигарх Пинчук «Бригантину» поднимал, или история об уникальном музее, до которого государству нет дела

О нелегкой, но крайне интересной профессии подводного археолога рассказывает Дмитрий Кобалия, заведующий отделом охраны памятников Национального заповедника Хортица.

Дмитрий Кобалия живет подводной археологией.

О «российском следе» в археологии

Объединить нацию можно через адекватное восприятие прошлого. Например, подняли мы корабль, а нам кричат: «Судно московских оккупантов! Где «Чайки»?» А я и говорю: «Ребята, если корабль строился на территории Российской Империи, это не значит, что в российской федерации. Не слишком ли жирно отдавать целый пласт нашей истории московитам?» Если так все раздавать, так ничего и не останется! Часть станет историей Турции, часть — Литвы, часть — Польши… Может, пора уже себя искать между строк? А что до «Чаек», так денег дайте на поиски. А то как-то на словах все патриоты, а на деле — увы.

Не надо отпихивать от себя часть своей же истории. Даже если она была не самой счастливой. Свои «скелеты в шкафу» надо не прятать, а наоборот рассматривать, тогда их зловещий смысл исчезает. Только так их не будет в будущем.

Конечно, надо и «Чайки» искать, и казацкие Сечи затопленные, и следы походов киевского князя Святослава. Все это находится в Днепре и ждёт своих открывателей.

О приходе в подводную археологию

Подводные раскопки — это та же самая археология. Но, если на земле используются лопаты, кисточки, щетки, то под водой, в основном, эжектор – своеобразный «пылесос», втягивающий в себя ил и песок со дна водоема.

Археологией я заинтересовался еще в школе. Как и каждый мальчишка, грезил походами, приключениями, поиском кладов.  Так я попал на Запорожскую областную станцию юных туристов, выбрав для себя археологический кружок. Мне повезло, я познакомился там не только с единомышленниками, но и с ребятами, которые уже участвовали не в одном археологическом походе.  В рамках нашей секции были собраны несколько поколений неравнодушных к раскопкам людей. Немаловажным было то, что, если в осенне-зимний период, мы изучали теорию, то в теплые месяцы все знания можно было применить на практике.

Прекрасно помню свою первую находку. Это был 1986 год, выезд на Лысую гору к Скифскому городищу. Мне удалось откопать кремневое орудие (резец или скребок) периода неолита-мезолита. Впечатления просто распирали изнутри, состояние было непередаваемое.

Как я позже узнал, археологи делятся на несколько типов: любители находить конкретные предметы и артефакты — такие себе коллекционеры. Так называемые «некрофилы», те, кого хлебом не корми, дай порыться во всякого рода могильниках, курганах, захоронениях. Эдакие любители поперемывать косточки и черепушечки. И третья категория, к которой отношу себя я, это ловцы времени. Нами движет желание прикоснуться к предмету, который пролежал тысячи лет. Это очень сильно влечение, которое с детства и до сих пор живет во мне.

Спуст девять лет занятий, я с земли занырнул под воду. Не с первого раза все получилось. Честно говоря, было  страшновато даже сделать первый вдох под водой. Не говоря уже о том, что процесс снаряжения в советский кондовый костюм для ныряния занимал намного больше времени, чем само погружение. О том, чтобы найти что-то под водой, речь тогда вообще не шла. Но, спустя какое-то время, в воде уже чувствовал себя лучше, чем на суше.

О том, как памятники археологов воспитывают

Под водой находится никак не меньше артефактов, чем под землей. Но специфика их поиска и извлечения разнятся. Поиск может осуществляться непосредственно под водой. Имея опыт и определенную сноровку, твой глаз через стекло маски начинает выхватывать интересные находки. Особенно велик шанс найти артефакты в тех местах, где когда-то проходили значимые исторические события. Также к поиску под водой можно подходить через работу с уже найденными предметами и документами (записями краеведов, дневниками участников событий, летописями). И уже по этим данным стараться определить перспективное место для поиска. Но даже если мы уверены, что на месте погружения есть артефакты, не факт, что мы их найдем. Потому что под водой рельеф меняется очень быстро и часто. В то же время, если мы что-то нашли, то в этом же районе есть большая вероятность новых находок. Обозначив на карте расположение найденного, складывается единая картина потенциальных артефактов.

Археологическая школа, как правило, возникает вокруг какого-либо памятника. Который исследуют разные поколения, каждое из которых привносит в работу с ним что-то новое, не забывая про опыт предшественников. Например, античный город Ольвия (в районе Николаева) исследуется уже столетиями, сформировав свою методику, технологии, если хотите, даже принципы работы с артефактами. В зависимости от памятника, школы археологии бывают разными.  Есть, конечно, общие каноны профессии. Но каждый памятник «воспитывает» вокруг себя археологов, внося свои нюансы в работу.

О запорожской школе археологии

Запорожские археологические подводные традиции зародились примерно в конце 60-х годов прошлого века на остове Хортица. Связано это с тем, что сам по себе остров – многосторонний археологических памятник, в том числе и его акватория. Особено те участки, которые связаны с периодом русско-турецкой войны 1736-1739 годов. Как только появилась техническая возможность погружаться под воду, обнаружилось что по дну вокруг Хортицы можно «ходить», словно по старинному замку с различными экспонатами. Эта школа получила название — «Экспедиция подводных археологических работ» (ЭПАР). В нее входили и входят люди разных поколений, занимающиеся подводными раскопками в разных местах и в разные периоды времени, зачастую даже не будучи знакомыми друг с другом. В силу удобной инфраструктуры (остров практически находится внутри города Запорожья), эта школа на сегодня — одна из самых перспективных в стране.

Образовываться данная школа начала с первых поднятых на поверхность останков кораблей. Вокруг которых были обнаружены, соответственно, пушки, ядра, пули, фрагменты амуниции и т.д. В 1971 году впервые в СССР был поднят на поверхность носовой фрагмент «дубель-шлюбки». Эти суда были основой Днепровской российской флотилии, они строились в 1737 году и предназначались для войны с турками. Но, так как опыта сохранения материала, пролежавшего сотни лет под водой, не было, эту носовую часть зарыли на берегу после поднятия на поверхность. Она пролежала в известном месте до 1997 года. Тогда открыли несколько заслонок «Днепрогэса», и мощный водный поток смыл береговую линию Хортицы, скрыв под водой уникальную находку. На сегодняшний день мы уже знаем, где она оказалась, но доставать ее пока смысла нет.

О поднятии «Чайки» и «Бригантины»

«Чайка» в сумерках ангара. 4. Дмитрий Кобалия живет подводной археологией.

«Чайка» — казацкая лодка, которая была поострена для русско-турецкой войны при непосредственном содействии казаков. В 1999 году была поднята на поверхность первая такая лодка. На все — от исследования местности до поднятия судна — был дан всего лишь месяц. Само поднятие было приурочено к октябрьскому визиту в Запорожье президента Леонида Кучмы.

Для поднятия подобного габаритного судна на воде сооружается плот, на котором располагается мощный эжектор (насос), откачивающий донный грунт от объекта.

Помимо этого, пока идет процесс раскопок, необходимо на плоту собрать траверзу. Это некий кран, с помощью которого поднимаются крупные фрагменты (в нашем случае корпус судна) на поверхность. Но и тут было не все так просто: чтобы корпус не треснул при поднятии, его было решено снизу обхватить полотняными «полотенцами». Для чего понадобилось вырыть десяток «нор» под уже освобожденным от песка судном. Все это делали водолазы — в полной темноте, окруженные с боков грунтом, сверху — корпусом корабля, который мог придавить водолаза в любой момент.

Время визита первого лица государства нас поджимало. На определенном этапе работ была боязнь, что можем не успеть. Приходилось спать по несколько часов в сутки, надевать не успевший высохнуть мокрый костюм — и вновь погружаться. Не знаю, какой Бог нам помог, но мы все сделали в срок. «Чайка» была поднята на поверхность. Хотя организаторы приезда Кучмы не особо верили в нас и подстраховались, исключив из официальной программы визита президента это мероприятие.

Но на этом приключения «Чайки» не закончились. Судно в течении нескольких недель экспонировалось практически рядом с местом, откуда его подняли. При этом круглосуточно его нужно было поливать обильно водой и обрабатывать специальными реагентами, чтобы сохранить древесину. Занимались мы этим, пока не нашли в соседнем городе Днепре раздвижную платформу, с помощью которой смогли транспортировать корабль (17 метров длинной) в район конного театра, где планировалось построить ангар. Однако в течении полугода судно так и находилось под открытым небом, где мы его «консервировали», купив 11 тонн специального вещества. Со временем казацкая «Чайка» все-таки обрела свой ангар. Где и была закончена к 2008 году ее реставрация, где судно в первозданном виде находится и по сей день.

Олигарх, Макаревич и «Бригантина»

Когда мы откапывали «Чайку» недалеко от нее была обнаружена и «Бригантина». Это намного более габаритное судно (18 м длина, 5 м ширина, 4 м высота), появившееся в составе русской флотилии в Шведскую войну еще при Петре Первом, который непосредственно принимал участие в его разработке. Причем за основу была взята итальянская «Бригантина», которая была переделана в русскую «Бригантину».

«Бригантину» на специальной платформе тащат в ангар-музей

В 2004 году было решено поднять и «Бригантину». С ней было еще сложнее, чем с «Чайкой» — она была разрушена сильнее и лежала практически на собственном боку, придавленная сверху своим же днищем. А олигарх, который спонсировал это поднятие (деньги давала одна из компаний Виктора Пинчука), возжелал, чтобы судно было поднято целиком — для презентабельности мероприятия. То есть, собирать его предстояло под водой. Идейным вдохновителем этого проекта стал лидер музыкальной группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Который после погружений к  «Бригантине» и убедил олигарха в необходимости проспонировать это мероприятие. В процессе экспедиции он несколько раз приезжал к нам, нырял к артефакту. К сожалению, когда в ноябре судно было поднято и визиты известного музыканта прекратились, исчезло и финансирование. Хотя сам подъем на поверхность – это малая часть дела. Наиболее длительное и затратное – реставрация и консервация объекта, которые растягиваются на годы. При всей известности той экспедиции, «Бригантина» — единственное судно в нашем ангаре, которое еще не доведено до ума.

О скромном музее с большим будущим

Сегодня в нашем ангаре выставлены четыре судна: вышеупомянутые «Чайка» и «Бригантина», поднятая в 2010 году «дубель-шлюпка» и найденная в реке Десна небольшое 12-метровое плоскодонное судно. Последняя находка — самый «молодой» экземпляр из нашей коллекции, судно было построен в начале 20-го века. Но технологии при его строительстве применялись те же, что и столетия тому назад.

Археологи работают с вытащенной на берегу «дубель-шлюпкой»

Несмотря на немногочисленность экспонатов, мы можем говорить об уникальной цельной коллекции кораблей, которой нет нигде в мире. Судна, охватившие три столетия, увидеть под одной крышей можно только у нас. Конечно, есть идеи создания музея с артефактами, поднтыми из воды. Но на сегодняшний день нашему ангару, где не поддерживается ни нужная температура, ни влажность, до этого еще далеко. А вель под водой есть еще уйма всяких интересных предметов. Только кораблей 18-го века, есть, как минимум, два — и это только в нашей акватории.

Увы, надо признать, что культура отношения к подводным памятникам у нас — в зачаточном состоянии. Многие подводные залежи, находящиеся на глубине менее 50 метров, разграблены «черными» археологами. Находки которых «всплывают» впоследствии в частных коллекциях.

О курьезах во время работы

Во время подъема «Бригантины» приходилось работать каждый день, начиная с холодного марта месяца. И постепенно люди втягивались в график, работая как на износ, так и «на автомате». Некоторые забывали надеть ласты перед погружением, другие — застегнуть костюм. Был уникальный случай, когда ныряльщик заснул под водой. Во время работы насоса-эжектора закончилось топливо. Пока его заливали, человек, ожидавший работу под водой, закемарил. Благо, что шум вновь заведенного эжектора его разбудил.

Как то на поднятии «Чайки» руководитель экспедиции обнаружил в щели между досками какую-то монету. В течение недели он пытался ее достать, при этом мешая работать остальным. Были изобретены множество разных крючков, зацепок, но все было тщетно. В итоге он плюнул на это дело, но при этом заразил «монетной лихорадкой» остальную группу. И старинную деньгу пытались достать все. В итоге оказалось, что все искали разные монеты, которые так и не удалось никому достать.

Параллельно с находками самих суден, удавалось находить и инструменты кораблестроителей.  Видимо, строить корабли приходилось впопыхах, и между двойнымт обшивками некоторых суден обнаруживались топоры, рубанки и прочие столярные инструменты.

Нередко, когда ты под водой работаешь с эжектором, подплывает стая обезумевших карасей и начинает играть с тобой, как дети — с воспитательницей детского сада. Причем с ярко выраженной радостью и бесшабашностью. Бычки же, наоборот, выстраиваются в стаи, как в ряды кинотеатра, и начинают внимательно следить за происходящим. На «Бригантине» у нас появился даже ручной сом, который, видимо, жил в затонувшем судне и каждое утро встречал нас. Забавная рыба позволяла себя гладить, кормить, подергивать за усы. Мы его даже защищали от залетных хищников.

Есть место под водой, где в советские времена сбрасывали корпуса ворованных автомобилей. Бывают также находки своих же вещей, которые потерял несколько лет назад.

Записал

Олег Локтев

археологияБригантина