Спецшкола—интернат «Рассвет» («Світанок«) расположена в Заводском районе, на улице Перспективной. Невзирая на оптимистичное название улицы, запорожские областные чиновники хотят лишить жизненной перспективы многих деток с особыми потребностями, которые здесь обучаются. На защиту специального учебного заведения стали родители его учеников и депутаты местных советов.
Тяжкая работа на качество
Интернат «Рассвет» десятилетями обучал в своих стенах детей-сирот. Четыре года назад учебному заведнию сменили профиль — здесь стали принимать деток с серьезными дефектами речи и задержками в психическом развитии.
Директор специнтерната Екатерина Шарикова собирала в «Рассвет» подходящих преподавателей со всего Запорожья. Чтобы получить право работать в заведении, многим учителям пришлось получить второе высшее образование — коррекционных педагогов, дефектологов, логопедов, психологов.
На сегодня в «Рассвете» обучаются 217 детей, сотня из которых страдают нарушениями речи и заторможеностью психического развития. Благодаря качественной материальной базе и наличию грамотных специалистов, спецшкола пользуется популярностью и среди здоровых деток района. Чтобы попасть на обучение в «Рассвет», желающие записываются в очередь еще в декабре. Также в спецшколе фактически живут дети из области — для них оборудованы комнаты отдыха с кроватями.
В классах — по 10-12 детей, обычные ребята учатся отдельно от «проблемных». Учеников развивают и учат справляться с трудностями множество кружков по интересам: рисование, танцы, пение, вольная борьба, рукоделие. «Если дети у нас не танцуют, то они поют, если не поют – занимаются вольной борьбой, а если не занимаются вольной борьбой, то вышивают бисером», — заверяет директор «Рассвета» Екатерина Шарикова. Для занятий спортом на территории спецшколы есть футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки. Всегда открыты двери компьютерного класса и современной библиотеки.
Но 7 мая на сайте Запорожского областного совета появился проект решения, согласно которому «Рассвет» хотят реорганизовать — фактически, разогнать нездоровых детей в школы по месту жительства. И соорудить на месте специнтерната некий элитный лицей с физико-математическим уклоном.
Разогнать, не набирать
Согласно опубликованному проету решения, учащихся четвертых классов должны были перевести в школы по месту жительства, как и восьмиклассников. При этом набирать новых деток с дефектами речи в «Рассвет» не планируется (малышей с задержками психического развития не набирают уже два года). То есть, «особых» учащихся 1-3 классов продержат в спецшколе до четвертого класса, а учеников 5-7 классов — до восьмого. А потом их выставят за порог заведения.
Такой «выпуск» будет особенно проблемным для восьмиклассников. Ведь в девятом классе школьники проходят ГИА (государственная итоговая аттестация, аналог ВНО для девятиклассников). Пройти аттестацию в обычных школах перешедшие туда из «Рассвета» «особые» ученики не смогут — в спецшколе просто нет такого понятие, как ГИА, учебный процесс здесь построен совершенно по-другому, чем в обычных школах.
Конечно, остаться в лицее смогут те, кто сдаст экзамены по предметам «физико-математического уклона», который собираются придать нынешнему «Рассвету» после его разгона. Требование для детей с особыми потребностями изначально нереальное.
Естественно, родителей «рассветовцев» такое нововведение не порадовало. И они начали сопротивление.
А родители — против!
Что интересно, о грядущих переменах родители учеников спецшколы узнали от журналистов. На страницах одной из запорожских газет глава областного департамента образования Татьяна Озерова рассуждала о переменах в судьбе нескольких интернатов региона, в числе которых значился и «Рассвет». Родители начали бить тревогу, директор учебного заведения собрала общешкольное собрание — для пояснений.
Впрочем, пояснения Екатерины Шариковой никого не утешили. Она призналась — мол, сделать в сложившейся ситуации ничего не может, как начальство в лице того же областного департамента образования решит, так и будет.
Тогда родители «рассветовцев» занялись проблемой самостоятельно. Они объединились и начали сбор подписей в поддержку специнтерната — всего за две недели им удалось собрать свыше 800 «автографов» родственников учащихся в «Рассвете» детей. Параллельно с этим, родители учеников общались с депутатами областного совета и главами его фракций. Присутствовали «рассветовцы» и на «образовательной» комиссии облсовета, на которой как раз рассматривался вопрос реорганизации специнтерната.
— Татьяна Озерова тогда сказала депутатам не совсем правду. Она заверяла, что в интернате все согласны на реорганизацию, и данный вопрос с родителями согласован. А те из детей, кто не хочет учится в инклюзивных классах обычных школ, могут пойти в расположенный рядом с «Рассветом» интернат для детей с задержкой психического развития (ЗПР). К тому же, попытка собрать в одном месте и слепых, и глухих, и слабоговорящих — плохая идея. Особенно, если учесть, что заниматься с ними будет просто некому — педагогов-специалистов не переведут туда вместе с детьми, — рассказал Алексей Найденов, отец одного из «особых» учеников специнтерната.
Также против «реорганизации» активно выступает Дмитрий Гергерт — многодетный отец, у которого в «Рассвете» учится четверо приемных детей с задержкой психического развития. У мужчины есть все основания для протестов — только в данном специнтернате педагоги нашли подход к его ребятам:
— После прохождения комиссии областного департамента образования, которая определяет уровень развития ребенка, моих детей направили в девятый интернат для детей с недостатками умственного развития. Четыре года они обучались по спецпрограмме для учеников с ЗПР — однако улучшения не наступали. Даже наоборот — дети очевидно деградировали. Мне удалось устроить своих ребят в «Рассвет». Специалисты интерната нашли к ним подход, они начали развиваться, перестали быть агрессивными, — утверждает Дмитрий.
Временная победа
Но если родители «особых» «рассветовцев» выступают против разгона учеников интерната по обычным школам, то некоторые профильные специалисты высказываются за подобную реорганизацию. Среди таковых — известный благотворитель Запорожья, основатель сайта для помощи больным детям deti.zp.ua и основатель детского дома семейного типа Альберт Павлов. Он утверждает, что подобные реформы — шаг в сторону европейского отношения к «особым» ребятам:
— Я против бездумного закрытия интернатов. Но за то, чтобы в конце концов интернаты были закрыты или превратились в обычные школы. Категорически против того, чтобы интернаты продолжали привлекать детей из малообеспеченных, бедных семей, прикрываясь липовыми или несерьезными диагнозами. Против того, чтобы безответственным родителям давался повод переложить заботу о детях на государство. Помогать семьям в сложных обстоятельствах должны соцработники и система соцзащиты, а не интернаты.
Глава областного департамента образования Татьяна Озерова, которая и подготовила скандальный проект решения, тоже не видит проблем в грядущей реорганизации, зато видит «политический пиар» (проблемой «Рассвета» активнее и громче прочих занимались представители партии УКРОП и «Оппозиционного блока»):
— Это подстрекательство, а не здравый смысл. Историю развития этого вопроса будем изучать на встрече с родителями, а не с политическими партиями, которые на этом зарабатывают баллы.
Родительская активность «рассветовцев» уже принесла первые плоды. Так, на прошедшую во вторник сессию областного совета означенный проект решения не выносился. Четвероклассников «Рассвета» перевели в пятый класс, а восьмиклассников — в девятый. Однако уверенности, что ситуация не повторится, нет никакой — одиозное решение с сайта областного совета не исчезло. Так что родители «особых» учеников специнтерната продолжают готовиться к обороне родного учебного заведения:
— Мы готовы на радикальные действия, на пикеты под облсоветом. У нас есть плакаты, у нас есть люди – все готово. Мы собрали группы и у каждой группы есть главный. Люди не равнодушны к этой проблеме, – заявляет один из родителей-активистов Алексей Найденов
Ольга Остапенко
Артур Гатунок, запорожского депутат областного совета:
— Как работают наши чиновники, давно известно. Их цель — поставить галочку «выполнено» и отрапортовать наверх об очередном «успехе». Случай с «Рассветом» — яркое тому подтверждение. Из Киева спустили депешу: «Надо реорганизовывать», в департаменте ответили: «Есть!» и склепали нужный документ. А то, что за этой бумажкой стоят судьбы десятков конкретных детей и их родителей, чиновники не подумали. Моя позиция: сначала нужно создать для учеников условия в школах, куда их переводят, и только потом педалировать «реорганизацию». В процессе которой обязательно нужно учитывать мнение родителей «рассветовцев».