В минувшую пятницу, в день рождения украинского режиссера Олега Сенцова, список политических заключенных пополнил уроженец Энергодара и бывший воин АТО Евгений Панов. Российская «фемида» признала его виновным в подготовке терактов в Крыму
Выбитое признание
Уроженец Энергодара, ветеран АТО и руководитель тамошней «Самообороны» Евгений Панов пропал в августе 2016 года. Он сказал жене, что уедет по делам. И уже к вечеру, после того, как Евгений покинул Энергодар, телефонная связь с ним пропала. Несколько дней было не известно, где находился мужчина, куда он мог поехать и что с ним случилось. По факту пропажи бывшего военнослужащего (на войну Евгений пошел добровольцем, служил в запорожском 37-м батальоне) полиция открыла уголовное производство. Сразу после этого начали появляться первые крохи информации и пропавшем энергодарце: родственники и правоохранители предположили, что его могли похитить и переправить в аннексированный Крым.
Через несколько дней после пропажи Панова российская ФСБ делает сенсационное заявление: на территории Крыма, который россияне называют «своим», задержана диверсионная группа. По словам силовиков, несостоявшиеся террористы планировали взорвать ряд стратегических объектов на полуострове. В качестве доказательства ФСБшники показали целый арсенал оружия и взрывчатки, который был изъят у задержанных. Руководителем диверсионной группы официально назначили Евгения Панова.
Позже россияне выложили в сеть Интернет видео допроса «запорожского террориста» — до безумия уставший Евгений сидел перед камерой, все его лицо было в синяках и ссадинах. В беседе на камеру Панов признавался, что именно он планировал взрывать в Крыму и как хотел это сделать, говорил, что его завербовала украинская Служба безопасности. При этом на видео было четко видно, что свои «сенсационные признания» Панов делал, считывая их с бумажки.
Позже политический заключенный признался адвокатам и родственникам, что никакой он не диверсант. А взять на себя вину его заставили – в крымском СИЗО мужчину морили голодом, били и пытали. Панов даже писал жалобу в следственный комитет РФ, однако там его предсказуемо не услышали.
Как и в большинстве аналогичных случаев, длительное время к Евгению не пускали ни родственников, ни адвоката, ни украинского консула. Лишь спустя неделю после задержания к нему допустили правозащитника. Однако поговорить по душам им не удалось – встреча проходила под бдительным надзором ФСБшников. Единственное, что удалось сделать адвокату – зафиксировать многочисленные увечья на теле Панова. Тот, в свою очередь, попросил передать родным, что ни в чем не виноват.
На теракты — в шлепанцах
О том, что россияне могут нагло врать, а Панов стал лишь очередной жертвой путинского режима, свидетельствует немало фактов. Прежде всего, заявление самого Евгения – он уверяет, что поехал на территорию оккупированного полуострова не для проведения терактов, а чтобы помочь гражданам Украины выбраться с Крыма и попасть на материк. По словам политического узника, украинцев, которых он пытался вырваться из лап «системы», запугивали и оказывали на них давление за их проукраинскую позицию. Однако вместо того, чтобы спасти земляков, он сам оказался за решеткой.
Кроме того, по словам военных экспертов, тот арсенал взрывчатки, которую якобы изъяли у Панова, не хватило бы на совершение и половины тех преступлений, которые ему инкриминируют. В частности, «террорист» якобы должен был уничтожить паромную переправу в районе Керчи, крымский химзавод «Титан», вертолетный полк в Джанкое, а также отравить воду в водохранилище!
Да и одет во время задержания он был «не по-террористически». Как рассказывал «Субботе плюс» брат задержанного Игорь Котелянец, в момент, когда Панова поймала ФСБ, на нем были спортивные штаны, футболка и летние шлепанцы.
— Как-то глупо так одеваться, если собираешься на важное и опсаное задание, правда? — задается вопросом брат политического узника.
Вмешалось в ситуацию и Министерство обороны Украины, которое заявило, что никаких диверсионных или разведывательных групп в Крыму наши «спецы» не засылали. А заявления ФСБ является поводом для очередных военных угроз России в адрес Украинны.
Однако для так называемого «крымского суда» таких аргументов оказалось недостаточно, и в августе 2016 Панову была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца. После решения суда жителя Энергодара этапировали из Крыма в Россию, где он находился в известной тюрьме «Лефортово». Спустя почти два года, Евгения Панова снова привезли на оккупированный полуостров. Именно здесь он и услышал приговор: восемь лет колонии строгого режима.
Примечательно, что приговор Евгению Панову вынесли 13 июля – в день рождения украинского режиссера Олега Сенцова. То ли по иронии судьбы, то ли в виду дерзости так называемого «кремлевского правосудия», именно в тот день, когда полмира требовали освобождения Сенцова, список «заложников Путина» официально пополнился еще один украинским патриотом.
О помиловании не попросит
На данный момент адвокаты Евгения Панова подали апелляцию на решение крымского суда. Надежды на смягчение приговора у защитников энергодарца нет. Но они надеются, что после вступления судейского решения в законную силу у нашего земляка будет больше шансов выйти на свободу.
— Женя говорит, что уже морально настроился на то, что его снова этапируют в Россию — еще до рассмотрения апелляционной жалобы. Однако, здесь есть и положительные моменты – после того, как появился приговор, он может попасть в список на обмен, — говорит брат политзаключенного.
По словам Игоря Котелянца, ранее российская сторона неофициально озвучивала, что готова обменять бывшего АТОшника на кого-то из своих наемников, которые содержатся под стражей в украинских тюрьмах. Однако для этого нужно, чтобы был судебный вердикт по делу. По словам представителя Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирины Геращенко, уже 25 июля Россия должна официально сообщить, готова ли она к обмену политическими «узниками»:
— Мы ожидаем 25 июля официальный ответ представителей РФ на конкретное предложение: готовы ли они разморозить вопрос освобождения незаконно удерживаемых, собираются ли забрать 36 граждан РФ, стремящихся вернуться на Родину, и отдать нам Сущенко, Сенцова, Кольченко, Клыха, Карпюка, Панова, Гриба, других украинцев и крымских татар из российскими тюрем, — заявила Геращенко,
Однако принесет ли это ожидание плоды — неизчестно. Особенно учитывая тот факт, что Россия не спешит забирать своих граждан из украинских тюрем и постоянно срывает или откладывает процесс переговоров по вопросу обмена пленными.
— Такое поведение российских дипломатов говорит лишь об одном: Российской Федерации не нужны ее же граждане, которые выполняли ею же поставленные задачи на украинской территории. Стоит ли надеяться на освобождение Панова? Думаю, что оно состоится, но не так быстро, как того хотелось бы всем нам. Прежде всего потому, что Путину выгодно иметь в заложниках украинских граждан – это дает ему повод для политических торгов. Поэтому я не исключаю, что процесс обмена будет и в дальнейшем затягиваться на максимальный срок, — рассказал «Субботе плюс» политолог Вадим Власенко.
Кстати, у Панова есть еще один вариант выйти из тюрьмы раньше назначенного срока – попросить о помиловании президента РФ Владимира Путина. Для этого необходимо, чтобы Панов признал себя виновным в подготовке к терактам. Однако на данный момент патриот Украины категорически отказывается это делать и признается, что морально готов ехать хоть в Магадан.
Ирина Дубченко
Скорбный список
1 марта текущего года Верховная Рада Украины приняла постановление, которым официально озвучила пофамильно всех политических «узников Кремля». В перечне – 52 человека. В основном, незаконные приговоры в России вынесены крымским татарам. В списке «официальных» политических заключенных вместе с Олегом Сенцовым, Романом Сущенко, Павлом Грибом значится также и фамилия Евгения Панова.
При этом Украина заявила, что готова передать 23 гражданина России (позже к этому списку присоединили еще 13 россиян), которые задержаны или уже получили тюремные сроки в нашей стране, в обмен на украинских политзаключенных в России и аннексированном Крыму. Отправить на родину украинцы готовы российских кадровых военных, шпионов, участников войны на Донбассе.