А давайте поговорим о запорожских мостах? Нетнет, не о тех, которые все никак не построят! О других – хотя их тоже нет. Правда, в отличие от современного долгостроя, сегодняшних наших героев не еще, а уже нет.
Через Волчье горло!
В начале ХХ века с одного берега Днепра на другой в окрестностях Александровска можно было перебраться только по одному мосту. В историю он вошел под именем «Кичкасский». Располагался на месте одноименной переправы, фактически между двумя Кичкасами – правобережной меннонитской колонией и левобережным ПавлоКичкасом. Днепр между Хортицей и днепровскими порогами некогда был очень узок, ширина закованного в скалы русла – не более 175 метров . За что это место получило еще одно свое имя – Вольче горло. Здесьто в самом начале прошлого века и принялись возводить Кичкасский мост, который позже в прессе окрестят даже «восьмым чудом света». Еще бы, цитируем тогдашних журналистов: «Мост этот является как по своей системе, так и по грандиозности – первым не только в Российской империи, но и в Европе».
Открыт царем
Длина только арки Кичкасского моста (или среднего пролета) – 190 метров! По этому параметру ему действительно не было равных! Общая же длина сооружения с подъездами почти в два раза больше 336 метров. Сам мост был металлическим, клепанной конструкции, общий вес которой оценивали в 5,6 тысяч тонн! К тому же, мост имел два яруса. На нижнем – тротуары, проезжая часть для гужевого транспорта и автомобилей, на верхнем – железная дорога. Высота от воды до железнодорожного полотна – почти 44 метра! Автором проекта моста стал инженер Василий Дмитриевич Лат. Над самой конструкцией и ее монтажом корпели работники мостового цеха Александровского ЮжноРусского завода Брянского общества (Екатеринослав).
В свете нынешнего запорожского долгостроя интересна продолжительность строительства Кичкасского моста. Старт всем работам был дан в 1900 году. Уже летом 1902 года мост у Волчьего Горла был открыт для пешеходов. Официальное же открытие состоялось 17 апреля 1904 года. Причем, стоит отметить – при непосредственном участии царя Николая II! Еще через четыре года – 22 февраля 1908 года – по Кичкасскому мосту проехал первый поезд.
Дважды взорванный
Впрочем, жизнь грандиозного сооружения была недолгой. В годы Гражданской войны его дважды взрывали – в 1918 и 1920 году. В советские годы ответственность за это было принято возлагать на махновцев. Впрочем, сейчас уже можно говорить, что с большой долей вероятности дважды Кичкасский мост подрывали именно большевики. Впрочем, окончательно погубило его не это – восстановленный мост был демонтирован в 1931 году изза Днепростроя. В связи со строительством Днепрогэса он попадал в зону затопления верхнего бьефа и мог бы своим нижним ярусом уйти под воду будущего озера Ленина. Кстати, здесь между плотиной и островом Сагайдачного – до сих пор еще возвышаются остатки одной из опор Кичкасского моста. Обращаю внимание, это крайняя правобережная опора – правый берег Днепра ранее доходил до этого места. На дне озера покоятся и части конструкции моста, которые оказались там после подрыва во время Гражданской войны.
До Преображенского
Если Кичкасский мост во время Днепростроя уничтожили, то следующих наших героев именно тогда же и построили. Знакомьтесь, мосты Стрелецкого. Объяснить их месторасположение очень просто. Некогда они стояли на месте нынешних мостов Преображенского. Над новым руслом Днепра три арочных пролета длиной по 140 метров, над старым – сооружения с одним арочным пролетом. Длина последнего составляла 224 метра (общая длина – 370 м). Мост Стрелецкого через Старый Днепр был в свое время самым большим металлическим одноарочным мостом в Европе!
Стальные конструкции изготавливались на Витковицком сталеплавильном заводе в Чехословакии. Часть конструкций была собрана там же, часть на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского. Мост через Старый Днепр возводили чехи, через Новый днепростроевцы.
Войну не пережили
Эскизные проекты сооружений были выполнены под руководством профессора Александрова, детальные в Московском техническом отделе Днепростроя под руководством профессора Николая Стрелецкого, отсюда и название мостов. Впрочем, среди запорожцев бытовало название “Константиновские” в честь инженера Константинова, который руководил строительством мостового перехода. Кстати, строительство это стартовало в сентябре 1927 году, а торжественный митинг по случаю окончания строительства состоялся почти через четыре года – 31 августа 1931 года. Мосты совсем немного не дожили до собственного 10летия. Впервые они были разрушены в августе 1941 года. К 1943 году мосты Стрелецкого частично были восстановлены немцами – для железнодорожного сообщения. Осенью того же года мосты вновь были разрушены – на сей раз окончательно.
Временные мосты
На смену мостам Стрелецкого пришли… Нет, не мосты Преображенского. Для оперативного восстановления железнодорожного сообщения через Днепр уже в конце 1943 года стартовало строительство других сооружений. Железнодорожный путь из Запорожья на Никополь решили провести в обход разрушенного мостового перехода. На левом берегу обходная железная дорога выходила к Днепру в районе современной «Волны» и пересекала плавневую часть Хортицы и старое русло реки в 45 километрах южнее мостов Стрелецкого. Естественно, не обошлись без мостов временных. Их опоры были изготовлены из пропитанных специальным составом шпал и бревен. На них крепились деревянные же фермы, сверху укладывался настил из балок и прокладывались рельсы. Длина моста через новое русло – 1330 метров, через старое – 556. А теперь представьте, что все это построили менее, чем за два месяца!
В мороз и под бомбежками
Земляные работы на строительстве временного мостового перехода стартовали в ноябре 1943 года. Работы по сооружению самих мостов через Днепр начались 3 января 1944 года. Первый поезд по временному мостовому переходу проследовал, внимание, уже 23 февраля! На 51й день! И это в при экстремальных условиях – при морозе, который доходил до 20 градусов, сильном ветре (до 8 баллов) и налетах немецкой авиации. Кроме военнослужащих 1й Гвардейской ж/д бригады на строительстве работало и местное население – молодежь из окрестных сел. Не обошлось без пленных солдат и офицеров Вермахта.
Железнодорожное сообщение через временные мосты осуществлялось почти 9 лет. Демонтаж перехода был осуществлен в декабре 1952 года, после того как было закончено строительство мостов Преображенского. Сейчас о временной «железке» напоминают лишь остатки железобетонных опор на берегу Старого Днепра в югозападной части Хортицы. А еще дамба в плавневой части острова – между озерами Осокоровым и Утиным.
Автор: Роман Акбаш