Запорожские мосты, которых больше нет

Мост за 51 день!

698

А давайте поговорим о запорожских  мостах? Нет­нет, не о тех, которые все никак не построят!  О других  – хотя их тоже нет.  Правда,  в отличие от современного    долгостроя,   сегодняшних    наших   героев не еще, а уже нет.

Через Волчье горло!

В начале ХХ века с одного берега Днепра на другой в окрестностях Александровска можно было перебраться только по одному мосту. В историю он вошел под именем «Кичкасский». Располагался на месте одноименной переправы, фактически между двумя Кичкасами – правобережной меннонитской колонией и левобережным Павло­Кичкасом.  Днепр между Хортицей и днепровскими порогами некогда был очень узок, ширина закованного в скалы русла – не более 175 метров . За что это место получило еще одно свое имя – Вольче горло. Здесь­то  в самом начале прошлого века и принялись возводить Кичкасский мост, который позже в прессе окрестят даже «восьмым чудом света».  Еще бы, цитируем тогдашних журналистов: «Мост этот является как по своей системе, так и по грандиозности – первым не только в Российской империи, но и в Европе».

Открыт  царем

Длина только арки Кичкасского моста (или среднего пролета) – 190 метров! По этому параметру ему действительно  не было равных! Общая же длина сооружения с подъездами  почти в два раза больше ­  336 метров. Сам мост был металлическим, клепанной конструкции, общий вес которой оценивали в 5,6 тысяч тонн! К тому же, мост имел два яруса. На нижнем – тротуары, проезжая часть для гужевого транспорта и автомобилей, на верхнем – железная дорога. Высота  от воды до  железнодорожного полотна –  почти 44 метра! Автором проекта моста стал инженер Василий Дмитриевич Лат.  Над  самой конструкцией и ее монтажом корпели работники мостового цеха Александровского Южно­Русского завода Брянского общества (Екатеринослав). 

В свете нынешнего запорожского долгостроя интересна продолжительность строительства Кичкасского моста. Старт всем работам был дан в 1900 году. Уже летом 1902 года мост у Волчьего Горла был открыт для пешеходов. Официальное же открытие состоялось 17 апреля 1904 года. Причем, стоит отметить – при непосредственном участии  царя Николая II! Еще через четыре года – 22 февраля 1908 года – по  Кичкасскому  мосту проехал первый поезд.

Дважды взорванный

Впрочем, жизнь грандиозного сооружения была недолгой. В годы Гражданской войны его дважды взрывали – в 1918 и 1920 году. В советские годы ответственность за это было принято возлагать на махновцев. Впрочем, сейчас уже можно говорить, что с  большой долей вероятности дважды Кичкасский мост подрывали именно большевики. Впрочем, окончательно погубило его не это –  восстановленный мост  был демонтирован в 1931 году  из­за Днепростроя. В связи со строительством Днепрогэса он попадал в зону затопления верхнего бьефа и  мог бы своим нижним ярусом уйти под воду будущего озера Ленина. Кстати,  здесь ­ между плотиной и островом Сагайдачного – до сих пор еще  возвышаются остатки одной из опор Кичкасского моста. Обращаю внимание, это крайняя правобережная опора – правый берег Днепра ранее доходил до этого места. На дне озера  покоятся и части конструкции моста, которые оказались там после подрыва во время Гражданской войны.

До Преображенского

Если Кичкасский мост во время Днепростроя уничтожили, то следующих наших героев именно тогда же и построили. Знакомьтесь, мосты Стрелецкого. Объяснить их месторасположение очень просто. Некогда они стояли на месте нынешних мостов Преображенского. Над новым руслом Днепра ­ три арочных пролета длиной по 140 метров, над старым – сооружения с одним арочным пролетом. Длина последнего составляла 224 метра (общая длина – 370 м). Мост Стрелецкого  через Старый Днепр был  в свое время самым большим металлическим одноарочным мостом в Европе!

Стальные конструкции изготавливались на Витковицком сталеплавильном  заводе в Чехословакии. Часть конструкций была собрана там же, часть ­ на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского. Мост через Старый Днепр возводили чехи, через Новый  ­ днепростроевцы.

Войну не пережили

Эскизные проекты сооружений  были выполнены под руководством профессора Александрова, детальные ­ в Московском техническом отделе Днепростроя под руководством профессора  Николая Стрелецкого, отсюда и название мостов. Впрочем, среди запорожцев бытовало название “Константиновские” ­ в честь инженера Константинова, который руководил строительством мостового перехода. Кстати, строительство это стартовало в сентябре 1927 году, а торжественный митинг по случаю окончания строительства состоялся почти через четыре года – 31 августа 1931 года. Мосты совсем немного не дожили до собственного 10­летия.  Впервые они были разрушены в августе 1941 года. К 1943 году мосты Стрелецкого частично   были восстановлены  немцами – для  железнодорожного сообщения. Осенью того же года мосты вновь были разрушены – на сей раз окончательно.

Временные мосты

На смену мостам Стрелецкого пришли… Нет, не мосты Преображенского. Для оперативного восстановления железнодорожного сообщения через Днепр уже в конце 1943 года стартовало  строительство других сооружений. Железнодорожный путь из Запорожья на Никополь решили провести в обход разрушенного  мостового перехода. На левом берегу  обходная железная дорога выходила  к Днепру в районе современной «Волны» и пересекала плавневую часть Хортицы и старое русло реки в 4­5 километрах южнее мостов Стрелецкого. Естественно, не обошлись без мостов  временных. Их опоры были изготовлены из пропитанных специальным составом шпал и бревен. На них крепились деревянные же фермы, сверху укладывался настил из балок и прокладывались рельсы. Длина моста через новое русло – 1330 метров, через старое – 556. А теперь представьте, что все это построили менее, чем за два месяца!

В мороз и под бомбежками

Земляные работы на строительстве временного мостового перехода стартовали в ноябре 1943 года. Работы по сооружению самих мостов через Днепр начались 3 января 1944 года.  Первый поезд по временному мостовому  переходу проследовал, внимание, уже 23 февраля! На 51­й день! И это в при экстремальных условиях – при морозе, который доходил до 20 градусов, сильном ветре (до 8 баллов) и налетах немецкой авиации. Кроме военнослужащих 1­й Гвардейской ж/д бригады  на строительстве работало и  местное население – молодежь из окрестных сел. Не обошлось без пленных солдат и офицеров Вермахта. 

Железнодорожное сообщение через временные мосты осуществлялось почти 9 лет. Демонтаж перехода был осуществлен в декабре 1952 года, после того как было закончено строительство мостов Преображенского. Сейчас о временной «железке» напоминают лишь остатки железобетонных опор на берегу Старого Днепра в юго­западной части Хортицы. А еще ­  дамба в плавневой части острова – между озерами Осокоровым и Утиным.

Автор: Роман Акбаш

Вам также могут понравиться