Кто и как «убивает» запорожские дороги — схемы и признание дальнобойщика
Почему фуры ездят с большим перегрузом и когда это прекратится, наши журналисты поинтересовались у водителя – дальнобойщика с 30-летним стажем.
В Запорожской области в рамках госпрограммы «Большое строительство» идет масштабный ремонт дороги Васильевка – Бердянск. Но не успевают дорожники нанести разметку, а на полотне уже просматривается колея от фур, которые едут с большим перегрузом. Проблема, которую много лет власти старательно «не замечали» оказалась на поверхности и рискует превратить «Большое строительство» в большой провал.
На национальной автомобильной дороге Н-30 Васильевка – Бердянск в этом году работы шли на четырех участках. На ремонт — 118,7 км выделили 2,13 млрд грн. Но, еще не успев достроить трассу, дорожники начали жаловаться на перегруженные фуры, чьи следы начинают продавливать колею в еще свеженьком покрытии.
Перегруз фур – проблема давняя и всем известная. Решить ее пытались установкой весовых комплексов, но проехать их «свои» машины могли «по звонку» — при проезде перегруженной машины весы… выключали.
Для решения этой древней проблемы в области было установлено 5 весовых комплексов для контроля веса фур, но на начало июля работали… только 2. Это очень красноречиво говорит об активности борьбы с перегрузом. Зато чиновники ОГА создали специальную рабочую группу по сохранению дорог. Пока работа в кабинетах чиновников кипела, на 12 июля в работе остались всего лишь одни весы – возле Бердянска.
А тем временем с карьеров, коих в нашей области 13, машины продолжают выезжать с большим перегрузом, не смотря на то, что об этом говорят на каждом заседании рабочей группы, и ОГА даже обратилась к правоохранителям для проверки карьеров.
Но не дождавшись, 8 июля глава Запорожской ОГА Виталий Боговин лично устроил контроль веса на карьере.
«Сегодня во время поездки в Черниговский район без предупреждения посетил Новополтавский карьер. И увидел вот что: машины выезжают с большим перегрузом. Весы электронные. Все данные сохранены. А в журнал фиксируется другая цифра, соответствующая нормам, — заметил Виталий Боговин. — Пусть полиция теперь проверяет — что, почему и как. Разбивать вновь построенные дороги никому не дам. Буду проверять каждого, пока вы не начнете соблюдать правила! 9.07.2020 — принято уголовное производство по ст. 358».
Возможно, уголовные дела заставят участников рынка соблюдать правила. Высокие штрафы оказались неэффективны.
Штрафами не остановили
Чтобы столько громко заявленная программа «Большое строительство» не превратилась в фиаско, президент решил подключить к борьбе с перегрузом не только полицию, но и СБУ. 16 июня президент Владимир Зеленский поручил Министерству внутренних дел обеспечить возможность выполнения Нацполицией функции «Укртрансбезопасности», которая и контролирует порядок на трассах, относительно контроля габаритно-весовых ограничений.
Активизировались и местные власти. 3 июля председатель облгосадминистрации Виталий Боговин провел очередное совещание по вопросу обеспечения сохранности автомобильных дорог в Запорожском регионе.
«На территории области активно проводится ремонт дорог в рамках проекта Президента Украины «Большая стройка». И наша задача их сохранить, — сказал Виталий Боговин. — Сейчас очень жаркая погода, в курортном направлении увеличился пассажиропоток. Кроме этого, очень древняя, известная всем проблема с превышением габаритно-весовой нормы.»
В прошлом году нардепы приняли законопроект № 1047 о габаритно-весомом контроле, который ввел штраф за превышение допустимого веса в размере 8,5–34 тысячи гривен. Но автоперевозчиков новые штрафы не испугали. Драконовские санкции за перегруз действовали и раньше, только назывались они не штрафами, а платой за проезд, которая рассчитывается в евро согласно тарифной сетке, установленной постановлением Кабмина № 879 от 27.06.2007.
Плата за проезд зависит от двух составляющих — «лишнего веса» и расстояния от места загрузки. Максимально допустимый вес фуры в Украине – 40 тонн (сам автомобиль весит 15–17 тонн), нагрузка на ось – не более 11 тонн на одиночную, 16 тонн – на сдвоенную и 22 тонны – на строенную.
Если инспектор поймал автомобиль на превышении веса или нагрузки на ось, он умножает «лишние килограммы» на тариф (от 0,1 до 0,78 евро), а затем на пройденный автомобилем километраж.
Тарифная сетка устроена так, что при перевесе до 10% штраф удваивается, на 10–40% – утраивается, более чем на 40% – увеличивается в пять раз.
Если машина везет лишние 20–30 тонн и проехала несколько областей, сумма может достигать десяти тысяч евро и выше. 10 июля в Киеве водителю фуры выписали рекордный штраф в 6,5 тыс. евро за перегруз. Общий вес фуры составил 61,84 т, что на 21,84 т больше разрешенного.
По закону – в убыток
«Все очень просто – без перегруза магистральные автоперевозки зерна становятся экономически невыгодными! – говорит Владислав Белах, президент Центра аграрной логистики и инфраструктуры. — Попробуем оценить «экономику» автомобильных перевозок зерна. Тарифы на доставку зерна на расстояние 170–200 км (например, с элеватора в Запорожской области в Николаевский морской порт) автотранспортом у крупных автоперевозчиков составляют порядка 2,5–3 грн. за тонну на километр пути.
С учетом указанного плеча доставка тонны зерна грузовиком стоит 425–600 грн, или 17–24 доллара. Для сравнения: стоимость перевозки той же тонны зерна с элеватора в порт по железной дороге – 24 доллара, а от речного элеватора – 16 долларов.
На первый взгляд, автомобильный тариф сопоставим с перевозкой по железной дороге. Но есть нюанс – автомобильный тариф указан при условии значительного перегруза машины. Поэтому к стоимости перевозки согласно тарифу вам, вероятнее всего, добавят 1200 грн за беспроблемный проезд каждого весового пункта (их может быть несколько на маршруте). Благодаря этому вместо 23–24 тонн автомобиль возьмет на борт 35–40 тонн.
Если же хотите везти строго по правилам, тариф вырастет минимум на 30–40%, то есть до 26–34 долларов на тонне. И автотранспорт сразу станет дороже железнодорожной логистики, не говоря уже о речной. Перевозка же зерна на 300–350 километров автотранспортом с соблюдением весовых норм и вовсе лишена всякой экономической логики».
Как видим, «экономика» толкает автоперевозчиков продолжать делать все, чтобы обходить пункты весового контроля, договариваться, искать объездные пути и т. д. Иначе они просто не выживут.
Есть еще один фактор, который сильно влияет на ситуацию — автомобилями проще перевозить «серый» товар, на который нет полного пакета документов. Например, «серое» зерно с липовыми документами, купленное у фермера за наличные. Оформить доставку «серого» груза на железной дороге намного сложнее. А вот договориться с автоперевозчиком не составляет труда: он ведь и сам нарушает закон, дает взятки, откупается, поэтому охотно возьмет нелегальный груз.
Так что перегруз и серые схемы в какой-то мере звенья одной цепи, которые способствуют друг другу.
Взвешивание без остановки
Теперь по всей Украине планируют установить 23 комплекса для взвешивания транспорта в движении – WiM, 2 из них в нашем регионе. Взвешивание-в-движении (Weigh-in-Motion, WiM) — это современная умная система комплексного сбора информации о транспортных средствах, движущихся по автомобильным дорогам. Она мониторит движение на дорогах в режиме реального времени с помощью оборудования, которое монтируется в верхнем слое покрытия трасс или на пролетных строениях мостов и путепроводов. В рамках пилотного проекта по установлению 6 площадок WiM вокруг Киева, они показали, что 40% двигались с нарушением установленных габаритно-весовых ограничений. Получается, почти каждый второй грузовик ездит по украинским дорогам с перегрузом!
13 июля в Запорожской ОГА сообщили, что комплексы будут размещены на дороге Н-08 у села Лукашево Запорожского района и у села Камышеваха, Ореховского района. Их эффективность покажет время. Но без решения проблемы перегруза в Украине не создать дороги, хотя бы приблизительно напоминающие европейские.
Плюс
В Запорожской области установят два комплекса для взвешивания грузовых автомобилей в движении.
Взгляд изнутри
Без штрафа: перегруженные фуры через выключенные весы
Почему фуры ездят с большим перегрузом и когда это прекратится, мы поинтересовались у водителя – дальнобойщика с 30-летним стажем. Виталий объездил всю Запорожскую область, а сейчас возит грузы в страны ЕС.
«Я на днях ехал с Бердянска в Запорожье по новой дороге. Так те, кто строит дороги, те их и портят. Все машины фирмы «Альтком», которая строит дорогу, ходят с перегрузом. Весов в Васильевке нет, поэтому машины никто не взвешивает. А если поставить весы, то строительство дороги остановится, потому что возить по нормам никому не выгодно.
Машины все равно будут ездить перегруженные, будут объезжать весовые комплексы.
Как только их поставили, мы выбирали объездные дороги, чтобы миновать взвешивания и штрафы. Но потом владельцы компаний нашли другие пути и я проезжал весы «по звонку». Представители компании звонили кому нужно, когда я подъезжал на взвешивание. Весы выключали и я проезжал.
Договориться с весовщицей, например, на карьере чтобы она написала в документах меньший вес, водителю не получится — везде камеры стоят, все фиксируется, контролируется и если «застукают», то все – уголовное дело и тюрьма.
А возить сверх нормы выгодно для всех. Водители большегрузов получают оплату за тонно-километр. Например, за перевозку груза из Запорожья в Днепр платят 2000 грн. плюс 300 гривен за тонну. Если везешь 20 тонн, то заплатят 6 000 грн., а если 40 тонн — то 12 тысяч. Так что для водителя выгода тут очевидна – чем больше привезешь, тем дороже заплатят. Если бы были нормальные тарифы на перевозки, то никто не перегружал бы машины.
Чтобы не возили с перегрузом, нужно чтобы не грузили с превышением норм производители и поставщики, на тех же карьерах.
Сейчас я вожу грузы в страны Европейского союза. Там дороги строят по другой технологии – сначала бетон, а сверху на него — асфальт, поэтому они крепче.
В ЕС из Украины я с перегрузом ни разу не выезжал. Да и не получится – на границе с Польшей все грузовые автомобили взвешивают. И если обнаруживается перегруз, то машину сразу разворачивают назад в Украину. Договориться там ни с кем не получится.
Очень большие штрафы за перегрузку в США, поэтому там водители сами следят, чтобы не было превышения весовых норм, иначе придется очень дорого заплатить.
В Украине можно договориться с инспекторами, чтобы не выписывали штраф за перегруз, откупиться. Но взятки берут, но не у всех, боятся, что в машине может быть подставной человек.
А вообще по дорогам с перегрузом ездят все – и пассажирские микроавтобусы, и легковые машины, а это тоже создает давление на асфальт».
Путевые заметки Натальи Ковалевской