Участница экспедиции на Мамай-горе рассказала об особенностях раскопок (ФОТО)

Искатели лучшего в прошлом

73

15 августа в Украине традиционно отмечают День Археолога. О происхождении праздника ходит несколько легенд, одна из них такова. Когда-то, еще в середине прошлого века во время археологической экспедиции на просторах уже не существующей страны, ребятам­археологам захотелось праздника. Они подошли к руководителю экспедиции и заявили,  что сегодня большой праздник и надо бы отметить! «А какой?», ­ поинтересовался начальник. «Да день рождения Буцефала, коня Александра Македонского!», ­ воскликнули археологи. Ну и отметили, как полагается. А потом повод забылся, и стал День рождения Буцефала Днём археолога, который отмечают и по сей день. На днях также, на страничке в Instsgram «Мамай гора» стало известно , что сезон 2020 закрыт. 

О праздниках и буднях искателей старины мы пообщались с будущим этой профессии, студенткой исторического факультета ЗНУ Анной Головко.

Крутой поворот

То, что я, будучи студентом-­биологом так кардинально переведу свою карьеру на рельсы археологии, не могли предположить самые близкие мне люди и даже я сама. Получив диплом специалиста биомедика, оказалась в экспедиции на «Мамай-­горе». Но, вдохновленная энергетикой этого места, сразу же оттуда я направилась в университет, чтобы подать документы на магистратуру исторического факультета. Я не могла отказать себе в удовольствии открывать дверь в историю, которая до сих пор была закрыта.

С единомышленниками мы создали общественную организацию «Ритон», в состав которой вошли в основном молодые люди, средний возраст которых около 30 лет, не равнодушные к истории, как Украины, так и Запорожского края в частности. Понимая, что историю невозможно изучить без археологии, мы сделали акцент в своей деятельности на непосредственное тактильное общение с прошлым. Такую возможность предоставляет именно археология. Книги, летописи, воспоминании – это конечно хорошо, но один артефакт, иногда может рассказать об эпохе больше, чем иной учебник по истории.

 

Дипломный маршрут

На сегодняшний день в коллекции наших «говорящих» о прошлом артефактов есть церковь 1871 года и родовой склеп семьи Канкриных в селе Григорьевка (Запорожской области). Эта местность, включая с. Веселянка, очень интересный и неизученный исторический ореол нашего региона, который, при обращении на него должного внимания, может стать новым историческим туристическим маршрутом области. В том числе и поэтому темой своей будущей дипломной работы я взяла историю семьи Канкриных, много сделавшей для этой местности. В частности, при местной школе (1881 г. постройки)  в середине прошлого века Виктором Ивановичем Канкриным была создана обсерватория. В первозданном виде она не сохранилась, поэтому в наших планах ее восстановить. Здесь также расположена уникальная земская больница 1904 г., до сих пор сохранившаяся церковь 1895 г. и много других исторических объектов, которые, доведя до ума, будут интересны туристам.

Основатель династии Канкриных Егор Францевич с 22 апреля 1823 г. по 1 мая 1844 г. занимал пост министра финансов Российской империи. Будучи высоким чином, получал немалое жалование и земли, которые тогда предоставляли в дар. Так, Егор Францевич владел землями города Чигирин – столица Украины при Богдане Хмельницком. Впоследствии, у племянницы графа Потемкина ­ Екатерины Скавронской, прикупил земли, где сейчас расположены села Григорьевка и Веселянка и оставил в наследство трем своим сыновьям: Александр, Виктор, Оскар. В честь этого подарка своим детям село и носит название Григорьевка.

В активном поиске

Поиск исторических объектов довольно кропотливое занятие. Начинается оно, как правило, с работы с различными источниками (интернетом, литературой, архивами и т.п.). Продолжается в общении с местными жителями, которые делятся воспоминаниями. Но, проделав колоссальную работу, обнаружить необходимый объект можно совершенно случайно. Как это было с Григорьевской церковью, фундамент которой мы зафиксировали на снимке Гугл­карты за 2015 год. В данном случае удалось совместить новые технологии со старыми источниками. Попав на объект, он сам и местные жители, рассказали о нем много нового. Оказалось, что церковь простояла до 1954 г,  после удара молнии ее деревянная составляющая (купол и перекрытия) сгорели. Впоследствии, местные жители до фундамента разобрали храм по кирпичику, прихватив с собой для хозяйственных нужд частичку истории.

Беседа с местными жителями, так называемая этно­-экспедиция, немаловажная составляющая работы археолога. Но тут нужно быть внимательными, различая факты и вымыслы. Память – она вообще штука избирательная, плюс, пожилые люди, с которыми в основном идет общение, любят слегка приврать, приукрасив прошлое. Тут нет ничего удивительного, ведь они рассказывают о своем детстве, передавая увиденное глазами ребенка. Абсолютной веры в эти истории нет, но если рассказы нескольких человек совпадают, их можно брать во внимание, сопоставляя с данными из разных источников.

Таким способом мы нашли фамильный склеп Канкриных, упоминания о котором нет ни в каких источниках. Хотя местные жители отчетливо говорили о нем, даже зарисовывали. Что нам очень помогло в поиске. Но получить информацию, это только полдела, нужен еще документ от Министерства культуры, разрешающий работу археологической экспедиции. Его могут получить только археологи с опытом и авторитетом в узких кругах. В нашей стране исторических объектов намного больше, чем профессиональных археологов. К сожалению, в нашем коллективе пока таковых нет. А запорожские, в виду своей занятости на своих объектах, нашим ­ не заинтересовались. На помощь пришла охранная Служба археологии Украины при Национальной Академии наук, именно они  получили все необходимые документы для старта археологической разведки.

Но и это еще не все, экспедиция невозможна без финансирования. Для этого нужно найти меценатов. В нашем случае, ими оказались местные фермеры. Благодаря, в том числе им, был найден склеп Канкриных ХІХ века, который был засыпан землей и много лет о его существовании было известно только по воспоминаниям очевидцев. К сожалению, объект оказался грабленым и артефактов внутри мы не обнаружили. Местные говорят, что произошло это сразу после Революции 1917 г. Но, для археолога важнее обнаружить само место, внести его в реестр, отчитаться о находке перед Министерством, давшим разрешение на раскопки. При этом артефакты являются лишь приятным бонусом, которые дальше попадают в музеи, в отличие от нелегальных археологов, работающих ради наживы.

Черные копатели

Таковых в Украине намного больше, чем официально работающих археологов. Это наносит непоправимый удар для изучения истории страны.  Как вы понимаете, подобные деятели работают без каких-либо разрешений, для получения которых нужно иметь профильное образование, иметь опыт в археологии, пользоваться авторитетом коллег. На это уходят годы, а «черным копателям» нужно все и сейчас. Поэтому работают они нелегально, все свои находки сразу же выставляют на продажу, естественно, нигде не зарегистрировав. Сегодня существует множество онлайн­-магазинов подобной направленности, где ценные артефакты уходят за копейки, в лучшем случае местным коллекционерам, в худшем, что случается чаще, – безвозвратно за рубеж. Тот, кто находит, практически не понимает реальной цены той или иной находки. Здесь речь идет не о финансовой составляющей, а о значимости артефакта, который может рассказать специалистам намного больше, чем сумма, полученная от его продажи. К сожалению, много ценных для изучения истории вещей, уходят в небытие подобным образом. Ведь с продажей артефактов, «черные копатели» умалчивают о самих объектах, где обнаружили находку, тем самым стирая информацию с исторической карты страны. Эти люди за копейки продают нашу историю.

Таких вандалов по всей Украине сегодня сотни тысяч. Их общение и продажи легко можно проследить с сети интернет и понять масштаб трагедии. Несмотря  на наличие Законов и ответственности за подобный вид деятельности, борьбы с подобным злом наблюдать не приходится. Закон до такой степени несовершенен, что даже поймав черных копателей на месте преступления за руку, доказать их вину практически невозможно. Единственное, можно предъявить обвинение, поймав этих людей с миноискателем непосредственно на территории обозначенной, как исторический памятник.

Доступность информации, в данном случае, не на пользу обществу. После того как в открытом доступе стали появляться исторические карты, архивы и т.п. естественно активизировались и «черные копатели». Будучи не глупыми, а порой и очень образованными, людьми, они умеют анализировать подобную информацию и находить нужные места для раскопок.

В Украине существует «охранная инспекция», которая должна с этим бороться, патрулируя потенциально значимые места. Но из­-за недофинансирования, свои функции борьбы с «черными копателями», в полном объеме выполнять не могут. Да и самому обществу, на глазах которых происходят подобные мародерства, глубоко на это плевать.

За археологию!

Кстати наше общество и организовалось на почве неприязни к подобному беспределу. Будучи на скифских царских курганах (памятник, охраняемый государством) в той же Григорьевке, к которым мы часто приезжаем как в библиотеку нашей истории, обнаружили среди бела дня следы от недавнего пребывания здесь «черных копателей». Наверняка все это происходило на глазах местных жителей, которые никак не реагировали. Мы не смогли молчать, вызвали «охранную инспекцию», ткнули их в место преступления. Но, кроме того, что в следующий наш приезд нам исписали не цензурными словами машину и оторвали номера, никаких результатов мы не обнаружили. Т.е. первым знакомством с археологией оказалась встреча с не лучшими ее представителями.

Несмотря на подобный горький опыт, археология стала частью жизни. Естественно, профессиональный праздник мы отмечаем ежегодно. Проходит он, как правило, под увлекательные истории, переходящие в байки, чередующиеся тостами, но не «За археологов!», а только «За Археологию!»

«Раскопки» вела Ирина ЛАДАН

Вам также могут понравиться