Больше ста лет назад наш «АвтоЗАЗ» выпускал соломорезки и прочую сельскохозяйственную технику. Сегодня предприятие возвращается к истокам и планирует выпускать тракторы. Как главный автозавод страны дошел до нищей жизни, и что ждет «ЗАЗ» дальше – в материале «Субботы плюс»
От полумиллиардной прибыли – к 600 миллионам убытков
В 2007 году «ЗАЗ» расцветал. Благодаря стараниям собственника, народного депутата Тариэла Васадзе и группы его влиятельных единомышленников, Украина держала высокие пошлины на импорт автомобилей. Кризиса еще не было, зато деньги на руках у граждан были. И деньги эти вкладывались в том числе в «Ланосы» и «Таврии» запорожского автозавода. Поэтому не удивительно, что в 2007 году «ЗАЗ» выпустил с конвейера почти 290 тысяч машин, получив полмиллиарда гривен чистой прибыли. Тогда на одном из крупнейших производств Запорожья работало под 19 тысяч человек.
В 2016-м мы видим совсем другой автозавод. Штат из чуть больше полутора тысяч человек смог собрать только 526 машин (самый низкий показатель за последние пять лет). Причем в начале прошлого года объем производства был смехотворным: в феврале и марте выпустили по две машины, летом – вообще ни одной. Итог работы «ЗАЗа» в прошлом году – 600 миллионов гривен убытков.
Более того, весной этого года появились слухи, что «ЗАЗ» будут закрывать окончательно. Однако слухи эти не подтвердились.
Заскорузлость и российские барьеры
Что привело процветающее десять лет назад предприятие к столь печальному итогу?
Во-первых, отсутствие собственных ярких дизайнерских разработок. «ЗАЗ» выпускал дешевые в обслуживании, но морально устаревшие «Таврии» десятилетиями. Остальные модели – вроде «Sens» или «Forza» – были копиями (или калькой) уже существующих зарубежных автомобилей.
Во-вторых, чрезмерная стоимость «ЗАЗовских» машин. Огромные «заградительные пошлины» на ввоз импортных авто, которые действовали почти все время независимости, расслабили запорожских производителей. «И так купят, зачем напрягаться?» – думали на «ЗАЗе» и продолжали штамповать машины эконом-класса по цене «мерседесов». После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС пошлины начали падать. Да и ввезти отличную (пусть и проблемную в плане оформления) иномарку на заграничных номерах сейчас можно в несколько раз дешевле, чем приобрести новое «Дэу» запорожского производства.
В-третьих, за последние пять лет свой рынок от украинских машин закрыла Россия. Еще в 2012 году северный сосед ввел «утилизационный сбор» для импортных автомобилей – что резко подняло цену «зазовских» моделей и сделало их неконкурентными на российском рынке. Если учитывать тот факт, что практически весь экспорт нашего автозавода шел в Россию (это была половина от всех выпущенных в Запорожье машин) – то потеря северного рынка была для «ЗАЗа» сильнейшим ударом.
Миллиардный мухлеж
Однако оказалось, что получить прибыль можно и с глубоко убыточного предприятия. Что и сделал владелец «ЗАЗа», бывший народный депутат Тариэл Васадзе.
Краткая история чудесной «аферы в законе». В 2013 году запорожский автозавод взял кредит в «Дельта банке» – 34 миллиона долларов (около 280 миллионов гривен по курсу того времени). Под залог кредита были отданы больше трех тысяч готовых автомобилей (включая «Мерседесы» и «КИА» запорожской сборки) и помещения предприятия: два цеха, склад, адмиристративный корпус и прочее.
В 2015-м «Дельта банк» обанкротился, а «ЗАЗ» перестал платить по указанному кредиту. Фонд гарантирования вкладов решил продать долг завода (который вырос уже до 44 миллионов долларов, больше миллиарда гривен) перед банком.
Как это – «продать долг»?
Если заемщик видит, что у должника нет гарантированной возможности вернуть долг, он может выставить этот долг на продажу. Продают долги со скидкой. Например, если вы взяли в долг у соседа 100 гривен, но вернуть его не можете, сосед продает ваш долг вашей же теще – например, за 50 гривен (чтобы хоть часть долга вернуть). А уже теща будет иметь право требовать с вас деньги в полном объеме (100 гривен).
Первые торги, на которых «зазовский» миллиард гривен продавали за 344 миллиона, покупателей якобы не заинтересовал. Такой же провал последовал и на следующих двух торгах – хотя цена и снижалась, желающих стать кредитором «ЗАЗа» все не находилось. И только четвертый аукцион был успешным – долг был выкуплен за 243 миллиона гривен. Как мы выяснили, новым кредитором запорожского завода стала фирма, связанная с… тем самым Тариэлом Васадзе, владельцем «ЗАЗа»!
А теперь считаем. Господин Васадзе взял в долг 34 миллиона долларов, а через четыре года выкупил его за 9 миллионов долларов (244 миллиона гривен по нынешнему курсу). Чистая выгода – 25 миллионов «зеленых»! И зачем, скажите, производство на заводе возрождать, если он и в полудохлом состоянии такие барыши приносит?
Туманность с тракторами
В Украине новых машин сейчас покупают мало. А из тех, что покупают, авто запорожского завода не выбирают. Например, в сентябре этого года в стране купили 7840 новых машин, – сообщили в ассоциации «Укравтопром». Самой продаваемой стала иномарка «Toyota». Продукция «ЗАЗа» не попала в десятку самых продаваемых новых машин в Украине. То есть, особо не привлекала покупателей.
Пока что ЗАЗ выживает за счет поставки машинокомплектов в Египет, где налажено производство автомобилей «Lanos» – до 20 тысяч машин в год. Также на предприятии продолжают заниматься производством более специфической техники – автобусов и фургонов, и осваивают производство новой техники – тракторов и электромобилей.
Еще в 2010 году завод разработал опытный образец электромобиля. А в этом году на заводе заявили, что, возможно, выпустят серию фургонов с электрическим приводом (до 100 штук). Потенциальным покупателем назвали «Новую почту».
Сейчас на сайтах по торговле авто можно найти объявления о продаже электропикапов от «ЗАЗа» (возможно, так на них изучается спрос). Цена такой машины по объявлениям – 494 тысячи гривен (или 19 тысяч долларов). Это примерно на 10 тысяч долларов дороже, чем бензиновый аналог. То есть, машина хоть и экономит много средств за счет работы «на зарядке», но очень дорогая при покупке. На заводе планируют удешевить ее производство, но о серийном выпуске речи пока не идет.
Также стало известно, что «ЗАЗ» возвращается к историческому производство сельхозтехники. На предприятии заявили, что в 2018 году завод начнет сборку корейских тракторов бренда «LS» (принадлежит известной фирме «LG»):
– На украинском рынке будут предложены трактора мощностью 23, 45, 80, 102 и 140 лошадиных сил. При этом производство тракторов мощностью 80 и 140 лошадиных сил будет организовано на ПАО «ЗАЗ», – подтверждают в корпорации «УкрАВТО».
Правда, об объемах производства такой техники пока предпочитают не сообщать. Нет конкретных ответов и о работе завода в 2018 году в целом:
– Все будет зависеть от экономической ситуации в стране. Что касается изменения количества рабочих мест в течение 2018 года, то это будет определяться состоянием украинского рынка и экспортных рынков «ЗАЗ», – ответили на наш запрос в корпорации.
То есть, существенных планов на производство в 2018 году у предприятия пока что нет. Скорее всего, в следующем году завод снова будет работать с минимальной загрузкой мощностей и приостанавливать производство, ожидая лучших времен. Или, возможно, новых партнеров и инвесторов. В этом году не раз сообщалось, что предприятие посещали иностранные делегации. Новое сотрудничество вполне могло бы вдохнуть жизнь в работу запорожского предприятия. Но пока такие перспективы остаются туманными.
Ольга Приходько
Количество сотрудников на ЗАЗе
2012 год – 7191 человек
2013 год – 5631 человек
2014 год – 3684 человек
2015 год – 1847 человек
2016 год – 1643 человека
А как у них?
Сколько в мире производят авто?
По данным Всемирной организации автопроизводителей (OICA), за первое полугодие 2017 года мировой автопром произвел около 48 миллионов автотранспортных средств, – сообщает источник comments.ua. Лидером производства остается КНР – китайские заводы выпустили 11,5 миллионов легковых авто. На втором месте Япония с производством 4,1 миллиона автомобилей, а на третьем – Германия, выпустившая 2,9 миллиона машин. Украина заняла предпоследнее место в мировом рейтинге с объемом производства чуть больше 3000 машин за полгода. Последнее место у Беларуси, которая выпустила только 1310 авто.