Холод и безнадега. Отчаянная смелость и безосновательное упорство. Темнота будущего, угрозы, избиения, аресты. Моральная слизь приспособленцев, злобные насмешки противников. Просчеты, расходы, интриги оппозиционных политиков, жаждущих подгрести происходящее под себя. И – недостижимая цель впереди
Это был наш Майдан. И появился он не для разрыва с Россией (северный «брат» напал позже), а ради удаления засевшей в высоких кабинетах государственной гнили. Той самой гнили, ошметки которой теперь с фальшивым пафосом в голосе поздравляют граждан с годовщиной Майдана.
«Тебе не холодно?» – задали мне вопрос перед церемонией возложения губернатором Константином Брылем цветов к памятнику Героев Майдана на площади перед областной администрацией. «Холодно» – честно ответил я. С порывом ветра пришли воспоминания…
…Минус двадцать, ветрено. Вечер буднего дня. На центральной площади Запорожья – несколько сотен людей. «Тебе не холодно?», – интересуются некоторые из собравшихся, глядя на мое тонкое пальто. «Огонь революции греет!», – честно отвечаю я. А люди сочувствуют, думают – отшучиваюсь.
К микрофону один за одним подходят простые запорожцы. Их речь не является яркой, а иногда даже складной ее назвать нельзя. Но она – искренняя, настоящая. И вокруг стоят настоящие люди, жертвующие своим теплым вечерним отдыхом, рискующие своим будущим…
…Из раздумий выводит громкий смех студентов. Совсем юных ребят привели сюда в качестве массовки и «подставок» под флаги. Над толпой возвышается табличка с названием Инженерной академии «ЗГИА» – чтобы будущие инженеры знали, где им велено кучковаться.
Для массовости на площадь согнали также полицейских и военных. Бывших «майдановцев» присутствовало от силы пара десятков человек. Это не помешало губернатору надувать шары словесного пафоса: «Все, кто здесь стоит, принимали активное участие в тех (революционных) событиях». Ну, господин Брыль ведь не уточнил, на чьей стороне были отдельные «стоящие».
На фигуру губернатора слетелись разные официальные лица. Замечаю ректора «машинки» Сергея Беликова, спрашиваю: «Вы же не были сторонником Майдана, что вы здесь делаете?». «Государственный праздник есть государственный праздник», – отвечает Сергей Беликов. Что ж, ректор хочет оставаться ректором при любой власти…
…1 февраля 2014 года все радио-и телеканалы Польши включили песню в поддержку Майдана – называлась она «Подай руку Украине». Как же майдановцы этому радовались! Оказывается, наша борьба была заметной и благородной. Выходит, мы на правильном пути – пусть уставшие до чертиков, пусть не верящие в положительный исход после двух месяцев бесплодной борьбы. Но мы – правы. А за правое дело не грех и голову сложить – не говоря уже о каких-то житейских неурядицах.
На сегодня Украина с Польшей поругалась. И теперь нам не то, что «руку не подают» – отдельным нашим согражданам даже въезд к «ляхам» запретили…
… На «Слава Украине!» от выступающих отвечают «Героям Слава!» только несколько человек из всех. Исключением являются выступления депутата Игоря Артюшенко (его громко поддерживали старые знакомые) и управляющего делами горисполкома Романа Омельяновича (ему кричали «Титушка ахметовская!» и «Ганьба!»). Согнанные студенты после каждого «Слава Украине!» упражнялись в остроумии и смеялись.
«Мы должны защитить завоевания Майдана!» – поставленными голосами вещают «официальные лица». Ага, вот как раз губернатор Брыль накануне празднования и защитил – себя. От антикоррупционеров. Он распустил антикоррупционную комиссию при областной адмиристрации сразу после того, как данная комиссия обратилась в НАБУ с просьбой проверить на мздоимство самого Константина Брыля. Причем антикоррупционеры в первый раз за год обратили внимание на губернатора – но он не вынес и этого.
От холода и напыщенности речей уши сворачиваются в трубочку. Бездушный официоз «государственного праздника» вызывает отвращение.
Нет, не таких «наград» мы хотели холодной зимой-2014. Мы очищали страну от всякой мерзости ради своих детей. Но – не очистили. Теперь уцелевшая и вновь расцветающая мерзость очищается от нас – под украинский гимн, с патриотичными лозунгами.
Но мы выстоим – благо, опыт «выстаивания» имеем богатый. Вот только временами чертовски хочется закончить борьбу и просто пожить и поработать.
Видимо, не судьба.
Богдан Василенко