В стенах театра им.Магара разгорается скандал: часть работников выступила против директора
«Вся наша жизнь – театр», – сказал когда-то великий Шекспир. Сегодня в запорожском театре имени Магара как раз и расцветает такой себе жизненный театр. По словам его актеров, руководитель театра Владимир Панькин ввел в учреждении диктаторские порядки. И все, кто не согласен с его точкой зрения или действиями, подвергаются гонениям вплоть до увольнения. Ситуация накалилась настолько, что работники театра были вынуждены рассказать о происходящем на пресс-конференции
Давление, слежка, доносительство, расправы
Рассказать, что же происходит за кулисами главной сцены Запорожья, согласился один из работников театра им.Магара. Главным условием рассказа была анонимность – человек боится, что в случае открытого выступления его «выдавят» из учреждения, как это бывало с некоторыми другими «несогласными».
– Для того, чтобы освободить место для Панькина, с начала 2013 года началась «травля» предыдущего директора, Валентина Слонова. Тогда Слонов не выдержал давления и ушел на пенсию. Вскоре губернатор области Александр Пеклушенко представил Владимира Панькина как нового руководителя театра.
Панькин практически сразу перетянул в театр свою супругу Ирину на должность заместителя директора по рекламе. А его племянница сделала в «Магара» за последние годы головокружительную карьеру, продвинувшись по служебной лестнице с должности секретарши до кресла директора-распорядителя театра.
Не забывал Владимир Панькин и о других представителях коллектива, не связанных с ним родственными узами. Правда, заботой о подчиненных в этом «внимании» даже не пахнет. Скорее – наоборот.
В первые годы правления нового директора из-за невыносимых условий работы ушли начальник отдела кадров, главный бухгалтер, два главных дирижера, главный режиссер, несколько ключевых актеров. Решением директора был ликвидирован художественный совет театра, что сразу сказалось на качестве спектаклей. Из репертуара массово исчезали спектакли, неугодные Владимиру Панькину актеры без объяснений лишались ролей.
Одновременно в театре начали «закручивать гайки». В помещении театра расставлены камеры и микрофоны. Есть камера и в зале, она снимает все собрания коллектива. На кадрах видно, кто и как голосует. Меня после одного из голосований внесли в «черный список» – я не поддержал «нужных» Панькину членов общественной комиссии, которая впоследствии и утвердила его в должности.
В театре ужасная моральная атмосфера, процветает стукачество и доносительство. Было огромное разочарование наблюдать, как многие мои коллеги сбрасывали маски «хороших людей», открывая свое гнилое нутро.
Случались и вовсе отвратительные ситуации. Случилось как-то тяжело заболеть одному из наших ведущих актеров – Александру Вочкову. Вместо помощи и поддержки, по театру стали распространяться слухи о том, что Александр – аферист, а его болезнь – симуляция. Руководство театра даже в больницу звонило – проверять, точно ли он лежит в стацинаре. Моральное давление усугубило болезнь – Александр Вочков умер.
Другой пример. В одном из спектаклей актриса театра должна была работать с ребятами из балета – два парня ловили ее во время прыжка. Руководству театра указывалось, что платье актрисы сделано из скользкого материала, что могло привести к трагедии. Однако денег на новый наряд не нашлось. А выступление в старом привело к трагедии – прямо во время спектакля актриса упала на сцену и сломала себе позвоночник. Так потом ей еще угрожали и требовали не фиксировать эту травму как производственную – хотя случилась она на глазах у сотен зрителей!
Следующий вопиющий случай произошел с другой актрисой. У женщины случился гипертонический криз. Но помощник режиссера отказался вызывать «скорую» без разрешения директора. Медиков вызвала коллега заболевшей, которая и отправилась с ней в больницу. После чего на добрую коллегу было составлено два акта об отсутствии на рабочем месте – хотя ни в каких рабочих процессах женщина задействована в тот день не была.
Плохому директору и профсоюз мешает
Один из немногих работников театра им.Магара, кто не боится открыто высказывать свои претензии к руководству – актер Максим Игнатьев. В октябре 2014 года его избрали главой профсоюзной организации учреждения. Уже во время этих выборов директор Владимир Панькин пытался уговорить его отказаться от сотрудничества с областной организацией профсоюза раобтников культуры. Максим отказался – ведь в таком случае члены профсоюза оказались бы без поддержки извне, и зависели бы только от воли руководства театра. Это обозлило директора.
– На профсоюз началось давление. Из-за постоянного запугивания количество членов нашего профсоюза сократилось с 200 до 70 человек. Люди покидают организацию с простым объяснением: «А не то меня уволят». Мне после 16 лет безупречной работы начали отказывать в ролях. Появились «высосанные из пальца» выговоры, дирекция слала письма в областной профсоюз с требованием меня уволить (на что последовал отказ). Когда на меня все эти козни не подействовали, руководство театра взялось за мою жену, работающую здесь же литературным редактором. Ей сообщили, что с нового года ее должность сокращается, а она сама – увольняется. Хотя за десять лет работы в театре им.Магара претензий к ней не было, а вот достижения – были: несколько пьес, поставленных на главной сцене Запорожья, написаны именно моей женой, – рассказал о репрессиях Максим Игнатенко.
Оправдания оскорблениями
Возмущенные театралы во главе с потенциально безработным литредактором Натальей Игнатьевой провели в минувший понедельник пресс-конференцию. На ней журналистам было рассказано о творящихся в «храме Мельпомены» безобразиях.
Присутствовали на мероприятии и некоторые актеры театра им.Магара, которые вяло выражали поддержку директору. Была и жена Владимира Панькина, ныне играющая роль заместителя директора. Впрочем, ничего внятного женщина поведать не смогла, ограничившись оскорблениями в адрес оппонентов и обвинением организаторов пресс-конференции в лживости и «черном пиаре».
Деньги, власть и цирк шапито
За что же идет борьба? Что такого сладкого в должности директора театра, чтобы из-за неё устраивать весь этот цирк?
Во-первых, это власть и общественное положение. Во-вторых – деньги. Зарплаты работников театра им.Магара, по нашим данным, составляют от семи до пятнадцати тысяч гривен. Плюс еще доплаты и премии, которые могут превышать 100% оклада. А месячный доход в 30-40 тысяч гривен для Запорожья считается весьма солидным.
Не стоит сбрасывать со счетов и коррупционные заработки руководства театра. Можно, например, получать зарплаты за отсутствующих работников, чьи должности согласно документов заняты. Или завышать стоимость товаров и услуг при осуществлении закупок (или проведении ремонта).
Какие бы скрытые мотивы действий не имелись у нынешнего руководства театра им.Магара, но на пользу культурному заведению нынешние склоки не идут точно. Запорожье и так не является всеукраинским очагом культуры. А если стараниями директора главный театр Запорожья превратится в дешевое шапито, город еще на один шаг станет ближе к званию депрессивной рабочей провинции.
Олег Лёвкин, Богдан Василенко
Справка
Запорожский областной академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Г. Магара. Создан 5 марта 1929 года. В нынешнем здании находится с 1953 года. Количество работников театра – около 240 человек, половина из которых являются работниками творческими.
Владимир Панькин – директор театра им.Магара с начала 2014 года. Выходец из Мелитополя. На заре карьеры 12 лет работал директором Запорожского районного Дома культуры, затем четыре года занимал должность начальника отдела культуры запорожской районной администрации. С 2005 по 2013 годы – руководитель областной филармонии. Назначен на должность в январе-2014. Утвержден в должности «общественной комиссией» в начале 2017 года.
Официально
Начальник управления культуры запорожской областной администрации Владислав Мороко сообщил, что утверждение Владимира Панькина в роли директора театра им.Магара прошло согласно закону. И в театре, вообще-то, все хорошо. Только четыре человека из всего коллектива «мутят воду», остальных все устраивает. Работой господина Панькина чиновник доволен.