Любопытную информацию обнародовало после Нового года Главное управление статистики в Запорожской области. По уровню заработной платы наш регион, оказывается, входит в пятерку самых богатых в Украине. Вот только официальный доход получают далеко не все запорожцы
Средняя низкая зарплата
В ноябре прошлого года штатный работник получил в среднем по области 7326 гривен (копейки не считаем, поскольку, говорят, их скоро вообще не будет), за каждый месяц с января по ноябрь-2017 эта цифра составила 6733 гривны. При этом работники сельского хозяйства получали в среднем почти в два раза меньше, чем труженики промышленности — 4801 гривна против 8239 гривен. Самые бедные, рядом с селянами, – коммунальщики (водопровод и канализация) — 4605 гривен средней месячной зарплаты, строители — 4611 гривен, и, как ни странно, чиновники (деятельность в сфере административного и вспомогательного обслуживания) — 4601 гривна. Странно, потому что электронные декларации показали, что уровень их жизни никак не соотносится с уровнем официальных доходов.
Почему-то наш госстат не сопоставляет украинскую зарплату с доходами граждан европейских стран, куда мы уже вроде почти пришли. И не зря. Оказывается, что запорожские работники на фоне даже бывших друзей по соцлагерю — жалкие нищие. Наша самая высокая среднемесячная зарплата в переводе на твердую валюту — чуть более 220 евро. У наших соседей поляков, далеко не самых богатых в Европе, минимальная зарплата составляет 2000 злотых, т.е. около 500 евро. По данным польской статистики, в среднем месячный доход украинца в Польше в 2017 году – 2550 злотых (630 евро). Ничего удивительного, что даже эта сумма является привлекательной для отечественных рабочих.
В Запорожье остро не хватает, например, строителей и водителей автобусов. И с этим ничего поделать нельзя. Ведь при нынешнем безвизе даже «туристическая» поездка строителя или водителя в ту же Польшу на 3-4 месяца способна принести запорожской семье годовой доход.
360 тысяч запорожцев – вне статистики
Продолжим разбираться в цифрах отчественной статистики. Указанная средняя зарплата исчислялась на основании данных штатных работников (другими словами, оформленных официально), коих в области по состоянию на ноябрь прошлого года было 363184 человека.
Теперь обратимся к другим показателям. Для этого возьмем данные того же Запорожского госстата за три квартала прошлого года (более свежих данных нет, поскольку такая отчетность – поквартальная). Среднемесячное количество экономически активного населения в возрасте 15-70 лет за 9 месяцев 2017 года составило 806,6 тысяч человек. При этом, 723,6 тысячи, или 89,7% были заняты экономической деятельностью, остальные – 83 тысячи, или 10,3% официально числились безработными.
Заметили разницу? Работающими себя считают более 720 тысяч запорожцев, а штатных работников — в два раза меньше: чуть более 360 тысяч. Конечно, можно предположить, что некоторая часть нашего взрослого населения работала по каким-то недолгосрочным разовым договорам. Однако очень сложно представить, чтобы где-то «шабашников» трудоустраивали официально. В общем, половина запорожцев не попадает в поле зрения официальной статистики. И какова их реальная зарплата, сказать очень трудно.
В ближайшее время ситуация на трудовом фронте вряд ли изменится к лучшему. Более того, количество работающих «в тени» и получающих зарплату (или ее лучшую часть) в конвертах вполне может возрасти. Вопреки бодрым заверениям правительства о каком-то росте чего-то экономика погрузла в омуте непомерных и, зачастую, необъяснимых налогов. Чтобы разобраться в их хитросплетении, даже небольшому предприятию требуется целых штат опытных бухгалтеров.
Налоги гонят «в тень»
Недавно моим попутчиком в киевском поезде оказался наш бывший земляк, а ныне гражданин Норвегии. Юрий (так звали бывшего запорожца) в свое время уехал на заработки на нефтяную вышку, а потом женился и осел в Норвегии. Сегодня он владеет небольшим предприятием по производству мебели. «Живется тяжеловато. — признался Юрий, – но терпимо. Правда, налоги большие». И что же оказалось при дальнейшем разговоре? Налоги таки немалые. Приходится отдавать 28% прибыли. Но один раз в год. И даже на бухгалтера можно не тратится. Весь учет ведет сам Юрий. И даже адреса своей налоговой не знает, поскольку сдает отчеты и оплачивает налоги, не отходя от компьютера. Более того, из налоговой ему регулярно приходят рекомендации, каким образом оптимизировать (читай — снизить) налоги на его предприятии.
Что-нибудь подобное можно представить у нас? Как говорится, нам бы их трудности.
Где еще в мире, кроме как у нас, у предпринимателя сразу же отбирают часть доходов со всех денег, что пришли на счет, хотя эти средства могут и не принести прибыль в конечном итоге (ведь у предприятия еще и расходы имеются)? Какой предприниматель способен платить работнику на каждую заработанную гривну еще 50 копеек на потребу государства? Это при том, что потом и у работника государство отбирает подоходный налог!
Декларативное повышение минимальной зарплаты без всякого экономического обоснования еще больше закрывает экономику от государства. Не говоря уже о том, что это лишь раскручивает маховик инфляции и фактически снижает уровень жизни граждан. И никакая армия «карателей» здесь не поможет.
Не задумывались, почему так долго властвовала на Руси Золотая Орда? Злые кочевники поступали мудро: с каждого двора брали десятину доходов. А если стараться выгрести побольше, то впереди нас ничего не ждет, кроме «военного коммунизма». Мы это еще в прошлом столетии проходили.
Иван Ювас