С 1 января 2018 года запорожцы должны в обязательном порядке сортировать мусор. За выбрасывание несортированных отходов чиновникам теперь грозит штраф. Однако городские власти Запорожья оказались не готовы к нововведениям. Чиновники ждут от народных депутатов очередных изменений в законодательство, которые сделают обращение с отходами выгодным – как для самих «слуг народа», так и для коммерсантов, которые будут заниматься «мусорной темой»
Справка. «Зеленый тариф» – повышенная закупочная стоимость электроэнергии, произведенной на «экологических» электростанциях (солнечных, гидро, ветровых). Государство покупает ее в несколько раз дороже, чем у стандартных производителей (тепловых и атомных ЭС). В «котле» «Энергорынка» вся произведенная в Украине электроэнергия «смешивается», и потребитель платит ее усредненную цену.
Собирать мусор по-новому не вышло
Еще в 2012 году Верховная Рада приняла изменения в Закон «Об отходах». Согласно ему, с 1 января 2018 года бытовой мусор нужно обязательно сортировать. Чтобы, например, пластик горожане выбрасывали отдельно, стекло – отдельно, пищевые отходы – отдельно. И уже рассортированный мусор впоследствии должны вывозить – пластик-стекло-металл идут на вторичную переработку, бесполезные отходы отправляются на свалку.
Депутаты руководствовались благими намерениями – бороться с огромными мусорными полигонами в Украине необходимо. Ведь свалки на сегодня занимают площадь в 42 тысячи квадратных километров, а это семь процентов от всей территории страны. Для сравнения – площадь Запорожской области занимает в полтора раза меньшую территорию – чуть больше 27 тысяч км2.
Но, как это часто бывает, благие намерения парламентариев завели местные власти в тупик:
– Вы действительно считаете, что запорожцы готовы к раздельному сбору мусора? – задал риторический (как он думал) вопрос городской голова Владимир Буряк.
Более подробно о проблеме обращения с отходами рассказал профильный заместитель мэра Владимир Волобуев.
– Сбором и вывозом мусора у нас занимается фирма «Умвельт». В прошлом году у них на балансе было 1846 специальных мусорных контейнеров для раздельного сбора мусора, из них около трехсот составляли «сеточные» емкости, созданные из железной проволоки и предназначенные для пластиковых отходов. Так вот, на сегодня целых контейнеров на «Умвельте» осталось около 500, «сеток» – 280. Остальное было уничтожено вандалами, – поделился грустными цифрами чиновник.
Восстановить контейнеры за свои средства «Умвельт» не может – Владимир Волобуев уверяет, что из-за низкого тарифа на вывоз отходов у «мусорщиков» на это просто нет денег. Как нет ни средств, ни возможности для установки антивандальных емкостей – например, подземных контейнеров по типу расположенных в Западной Европе. «Старые дворы Запорожья маленькие, не во всех можно такие (подземные емкости) ставить», – странно иллюстрирует ситуацию заместитель мэра.
Но самая интересная причина, из-за которой запорожская власть не видит смысла вводить раздельный сбор мусора – это бездомные и малоимущие. Они, мол, и так разделяют мусор – правда, в своих интересах, а не ради коммунального «Умвельта». И после инспекции мусорных баков «асоциальными элементами» всё ценное перекочевывает к ним, оставляя коммунальщикам только пищевые отходы и невостребованный на пунктах приема вторсырья пластик.
Коррупционный интерес
Несмотря на убежденность Владимира Буряка в неготовности запорожцев к раздельному сбору мусора, на самом деле это как раз он и его команда не предпринимали абсолютно никаких шагов, чтобы вступающий в силу закон можно было исполнить. И причина этому, по моему мнению, проста – чиновники пока не видят своей выгоды в введении новых правил обращения с отходами. А значит, им будет гораздо проще платить небольшие штрафы из городского бюджета за невыполнение закона, чем пытаться сдвинуть с места неподъемную плиту городского мусоросбора.
Видимо, это дошло и до народных депутатов. И они в прошлом году подали в Верховную Раду еще один законопроект на мусорную тематику. И в нем как раз учтены «хотелки» как городских мэрий, так и назначаемых из Киева глав областных и районных администраций.
Что же ожидает простых граждан и других заинтересованных лиц в случае принятия этого закона?
Во-первых, стоимость вывоза бытового мусора существенно возрастет. Причем слово «существенно» – еще довольно мягкое. Точнее будет сказать, что эта услуга подорожает кардинально и невообразимо. Для понимания – в европейских странах за месяц «мусорного обслуживания» граждане выкладывают суммы от 100 евро в месяц.
Мы будем в обязательном порядке заключать договоры на вывоз мусора с частными компаниями. Они будут выбраны на якобы честном якобы конкурсе, правила которого установит городской совет. А лицензию на право заниматься отходами выдают областные администрации – причем алгоритм как выдачи, так и изъятия лицензий выписан весьма размыто и дает широкие возможности для трактования.
Как вы думаете, велика ли вероятность того, что и областная администрация, и городской совет допустят к обращению с мусором какие-то сторонние фирмы? Вот и я считаю, что возможность такого стремится к нулю. В результате может сложиться весьма своеобразная ситуация: с людей будут брать огромные деньги за вывоз мусора, но даже если этот дорогущий процесс даст сбой (или все останется по-прежнему), жаловаться будет некуда – формально к разным «умвельтам» власть отношения иметь не будет.
Зато областные и районные администрации будут иметь право финансово стимулировать введение раздельного сбора мусора. Однако четкий механизм такого «стимулирования» в законопроекте не прописан. Следовательно, чиновники смогут выделять деньги «своим» фирмам и гнобить «чужих» – если последние каким-то чудом пройдут семь кругов ада во время конкурса на право заниматься отходами.
Может стать «дороже и грязнее»
Еще один потенциальный источник коррупции в законопроекте – введение «зеленого тарифа» для предприятий, производящих электричество путем сжигания мусора. Данный тариф делает «мусорные» электростанции делом не просто выгодным, а очень выгодным. И – так как подобные станции являются весьма недешевыми – строить их наверняка будут централизованно. Эксперты даже называют фамилию будущего владельца подобных электростанций, и она удивительно совпадает с ФИО одного из бизнес-партнеров Петра Порошенко. И это может быть тем самым «интересом» для столичной власти, ради которого провластные фракции парламента проголосуют за рассматриваемый законопроект.
Под конец – мнение по поводу нового «мусорного» законопроекта от экономического журналиста «Украинской правды» Сергея Лямца:
«Подведем итоги будущей «мусорной реформы»
Плюсы:
Будет налажен процесс переработки мусора.
Будут построены новые заводы. Они получат стабильный поток сырья и очень хорошие финансовые условия.
В этой теме заинтересованы все власти – от «верхов» до «низов». Значит, она должна работать.
Минусы:
Гарантируем воровство и коррупцию. Они будут грандиозными. Источники – избыток власти у властей.
Возможно, как это часто бывает в Украине, что ничего по сути сделано не будет. Просто соберут деньги с населения и производителей упаковки, а горы мусора продолжат выситься. Для отвода глаз построят «потемкинские мусорные заводики». Риск этот существует, и это факт.
Платить за все будет население – или прямо, или опосредованно (через налоги и бюджет).
Итого: Законопроект нужный, и одновременно опасный. Если все пойдет правильно, станет чище, но дороже. Если пойдет по-украински, то станет дороже и еще грязнее.