Во время раскопок в Запорожской области археологи обнаружили сенсационную находку

1 550

После работы в составе международной украино-польской археологической миссии в Ольвии бердянские археологи исследовали древности Запорожского края. Эксклюзивный материал от участника экспедиции.

С 21 августа по 6 сентября археологическая экспедиция Бердянского государственного педуниверситета под руководством заведующей учебной археологической лабораторией БГПУ, председателя археологического общества «Ольвия-Арго», к.и.н., доцента Валентины Папановой провела раскопки курганов в окрестностях города Пологи и одноимённого села.

Работа археологов начинается геодезической съёмки местности

Участник многих археологических экспедиций, известный бердянский архитектор Сергей Бондаренко виртуозно управляется с буссолью

Автор материала Андрей Токовенко – волонтёр и чертёжник экспедиции

Первая находка: большой кусок кремня под курганом обнаружил волонтёр Николай Ивашина

Аэрофотосъёмка квадрокоптером сегодня неотъемлемая часть археологических исследований

Валентина Папанова – начальник экспедиции

Алексей Короткий – зам. начальника экспедиции, лаборант археологической лаборатории БГПУ

 

Нашими археологами были исследованы 4 кургана эпохи бронзы (конец IV – начало I тыс. до н.э.), и хотя сами курганные насыпи оказались небольшими (от 0,3 до 2 м), они подарили учёным интереснейшие находки.

Одна из основных методик раскопок курганов – пробивка параллельных траншей в насыпе с оставлением контрольных бровок

«Ходить за бульдозером» при пробивке траншей — одна из самых ответственных задач. Важно вовремя заметить артефакт! Запорожский краевед и реставратор Геннадий Ушаков – один из самых опытных «проходчиков»

Из-за многолетней распашки курганных насыпей, древние погребения оказываются в нескольких сантиметрах от поверхности и со временем разрушаются при вспашке полей

Создаём тень для фотофиксации объекта

Погребение срубной культуры (эпоха поздней бронзы). Ввиду нехватки древесины в степной зоне, в наших краях «срубники» хоронили своих покойных не в деревянных срубах, а в каменных ящиках «цистах»

Лепной сосуд срубной культуры in situ. Провожая усопшего на тот свет, в такие сосуды клали заупокойную пищу

Участники экспедиции (слева направо): Алексей Короткий, Павел Махно, Дарья Шаульская, Дмитрий Евсельев, Андрей Токовенко, Николай Ивашина, Геннадий Ушаков

— Конечно же самой значимой стала находка жезла/скипетра оббитого бронзой, — рассказывает Валентина Папанова, — несмотря на то, что этот период называется «бронзовым веком», изделия из бронзы в наших краях встречаются редко. Этот металл был очень ценен (его значение для людей того периода было сопоставимо с золотом), поэтому даже небольшие изделия из бронзы были редкими, статусными, их клали в захоронения только важных людей, занимавших высокое социальное место в своём племени. Каково же было наше удивление, когда в погребении мужчины ямной культуры (ХХХІІ/ХХХ — XXIII ст. до н.э., — прим. ред.) мы обнаружили бронзовый нож, а поверх частично истлевшего деревянного перекрытия его могилы лежал деревянный скипетр (около 70 см) обёрнутый листовой бронзой с красивым орнаментом.

Волонтёр и фотограф экспедиции Федор Каира расчищает погребение с уникальной находкой

Бронзовый скиперт in situ

Погребение вождя племени ямной культуры, на первом плане бронзовый нож

Снова создаём тень для фотофиксации

 

— По форме скипетр напоминал пастуший посох. Металлическое покрытие крепилось мельчайшими бронзовыми гвоздиками, которые тоже сохранились. Очень тонкая, филигранная работа, — рассказала о находке Валентина Анатольевна. Мои коллеги, специализирующиеся на эпохе бронзы, утверждают, что это настоящая научная сенсация, ничего подобного в степях Украины ещё не находили, ближайшие аналогии встречаются на Ближнем Востоке. Безусловно, владелец этого скипетра бы крайне важной фигурой, возможно, вождём или духовным лидером целого союза племён.

Начальник экспедиции Валентина Папанова демонстрирует журналистам находки

Бронзовый скипетр и нож из погребения вождя племени ямной культуры

Фрагмент деревянной основы скипетра, на котором отпечатались следы чеканного орнамента бронзовой обмотки

Кроме бронзовых изделий в различных погребениях были обнаружены лепные сосуды, каменный топорик, костяные пряжки. Учёными также были прослежены редкие для этих краёв погребальные обряды катакомбной, бабинской и срубной культур. В общей сложности были исследованы 14 погребений эпохи бронзы и раннего средневековья.

Фото 1: Алексей Короткий зачерчивает погребение катакомбной культуры Фото 2: – Следы ступней, сделанные красной охрой во время погребального обряда

 

Галина Франко – участница экспедиции, волонтёр

Фёдор Каира – фотограф экспедиции

Николай Ивашина зачищает погребение бабинской культуры (эпоха средней бронзы) в каменной «цисте»

Так на одном из черепов периода бабинской культуры обнаружены следы трепанации. Интересно, что после такого хирургического вмешательства человек жил достаточно долго, а значит ещё 4 тысячи лет назад люди с успехом могли проводить довольно сложные нейрохирургические операции.

Следы трепанации (в теменной части черепа), сделанной 4 тыс. лет назад

В одном из погребений катакомбной культуры находился каменный топор. Часть погребенных посыпали охрой, которая окрасила кости умерших.

Погребение катакомбной культуры. После отделения мягких тканей, кости усопшего укладывали в могиле-катакомбе особым образом и посыпали охрой

Каменный топорик из катакомбы со следами охры и извести

Второй курган насыпали над захоронением (вероятно ребёнка) срубной культуры, совершенным по обряду кремации. В яме обнаружены остатки кальцинированных костей и лепная чаша с орнаментом.

— Интересными были и сами курганы, — рассказывает Валентина Анатольевна, — большинство людей считает, что в древности их строители бессистемно насыпали земляные «шапки» поверх захоронений, на самом деле это не так. Курганы зачастую имеют сложные конструкции, и разобраться в их архитектуре, особенностях погребального обряда также важная задача для археологов.

Валентина Папанова зачищает погребение бабинской культуры в каменном ящике

Научный консультант экспедиции Геннадий Тощев составляет план курганной насыпи

Большинство дошедших до нас курганов, особенно небольших, были сильно распаханы за последние 200 лет т.е., с тех как в нашем крае активно начало развиваться земледелие. Отрадно, что сейчас находятся фермеры и сельхозпредприятия, которые не хотят нарушать закон и разрушать исторические памятники, а вкладывают средства в археологические раскопки, приглашают учёных, ведь после научного исследования курганов, эти земли можно вполне законно вводить в сельхозоборот. В то же время, это не касается курганов высотой от 5 м, государство и учёные приняли решение, что такие курганы должны оставаться неприкосновенны и охраняться как часть нашего исторического ландшафта.

Начальник экспедиции Валентина Папанова поблагодарила спонсоров на землях которых проводились раскопки. Это ООО «Украина Нова» (директор Котенко А.А.), которое является подразделением ООО «Агрофирма «Батькивщина» (ген. Директор Мистюк А.М.). Они взяли на себя все расходы по обеспечению археологов техникой, инструментами, питанием, и даже в полевых условиях смогли создать комфортные бытовые условия. Особенно благодарны бердянцы Антону Гугле («палочке-выручалочке», как прозвали его археологи), который курировал экспедицию от лица спонсоров.

Полевая кухня в лагере экспедиции

Антон Гугля (слева) и волонтёр Дмитрий Евсельев

Директор ООО «Украина Нова» Александр Котенко (в центре) и учёные-археологи Валентина Папанова и Геннадий Тощев

Обеденный перерыв

— Все мы очень довольны завершением нашего полевого сезона. В составе экспедиции работали 23 человека – студенты-практиканты, студенты старших курсов и выпускники БГПУ, учащиеся. Кроме того, в экспедиции работали волонтеры из Запорожья, Днепра, Львова и Орехова. Я благодарна всем своим студентам: Николаю Ганнику, Ярославу Горбалю, Владиславе и Виктории Костюк, Павлу Махно, Василию Яковенко, которые после полевой практики в Ольвии снова «стали на лопату».

(Слева направо): Татьяна Смыслова — повар экспедиции, Дарья Шаульская — зав. камералкой (камеральной обработкой материалов, собранных во время экспедиций и полевых изысканий)

Большое спасибо лаборанту археологической лаборатории БГПУ и заместителю начальника экспедиции Алексею Короткому; ольвийцам: Фёдору Каире, Андрею Токовенко, Дмитрию Евсельеву, Николаю Ивашине, Ирине Прокопенко, Андрею Карпенко, Татьяне Смысловой, Алексею Шматку, Дарье Шаульской; волонтёрам Галине Франко, Алине Шостак, Ивану Ревину, Николаю Городянко, Олегу Широкову, Сергею Бондаренко — некоторые из них специально брали отпуск, чтобы работать в экспедиции.

Участники экспедиции (слева направо): Виктория и Владислава Костюк, Андрей Карпенко, Алексей Шматок, Николай Ганник, Ярослав Горбаль, Алексей Короткий, Павел Махно, Иван Ревин.

Волонтёры Ирина Прокопенко и Алина Шостак

Конечно же, огромное «Спасибо» заведующему археологической лабораторией ЗНУ, к.и.н., доценту Геннадию Тощеву который уже 5 лет является нашим научным консультантом, руководителю студии археологии в «Січовому колегіумі» Андрею Тощеву, запорожскому краеведу и реставратору Геннадию Ушакову – их вклад в наши научные открытия трудно переоценить.

(Слева направо): Геннадий Тощев, Андрей Тощев, Николай Ивашина, Андрей Токовенко, Валентина Папанова

Не могу не поблагодарить руководство БГПУ в лице ректора, профессора Игоря Богданова и декана гуманитарно-экономического факультета, доцента Тамары Макаренко, благодаря которым существует наша археологическая лаборатория.

Теперь нам предстоит большая и кропотливая работа по научной обработке собранного материала. Исследования включают в себя не только раскопки, но и кабинетную часть, когда работа проходит в лабораториях непосредственно с артефактами и документами, проводятся всевозможные экспертизы (антропологические, экспертиза костных остатков животных, геологическая, дендрологическая, радиоуглеродный анализ и др.). Мы сможем уточнить возраст и пол захороненных в курганах людей, их антропологический тип, какими недугами они страдали. Кроме того, какие деревья произрастали в наших краях тысячи лет назад и откуда доставляли камень для строительства погребальных сооружений, определить точный состав металлов. Не исключено, что мы прибегнем и к помощи зарубежных коллег, у нас есть опыт такого сотрудничества, к примеру, анализ древесины древней повозки, найденной на раскопках дмитровских курганов, проводился в лаборатории в Берлине. Уверена, нас ждёт ещё немало удивительных открытий.

Финальное экспедиционное фото полевого сезона 2018

Фото: Фёдор Каира, Андрей Токовенко, Андрей Тощев

Источник: ПроБердянск

Вам также могут понравиться