Популизм городской власти Запорожья: маршрутчики о снижении тарифов на проезд

934

Снижение цены на проезд в городских маршрутках нанесло удар по водительским заработкам и вызвало массовые увольнения. Маршрутчики считают это решение популистским.

Больше недели в Запорожье действуют новые цены на проезд в городских маршрутках: к радости пассажиров впервые за многие годы стоимость разовой поездки ушла в минус. Согласно решению Запорожского городского исполнительного комитета, с 14 января на большинстве муниципальных маршрутах цена на проезд в автобусах упала на одну гривну. 

Причина, вызвавшая такое «чудо», связана с изменениями на нефтяном и валютном рынке. Как объясняют эксперты, Украина очень интегрирована в мировой рынок энергоносителей. Дорожает цена в мире – растет закупка для Украины. Когда дешевеет, цена падает. На ценообразование повлияет возможность или невозможность стран-членов ОПЕК договориться между собой по поводу снижения квот.

Тенденция в виде понижения цены на бензин на автозаправках Украины, обозначилась еще в начале ноября 2018 года. В первый день месяца ряд автозаправочных снизили стоимость на горючее на 30-50 копеек за литр. Ситуация на международном нефтяном рынке продолжала корректировать ценовую политику топливных компаний ежедневно, и если в пиковый период в октябре литр 95-го бензина достигал в цене 36 гривен, то уже к концу ноября он стоил на две- три гривны дешевле. Падение цены на заправочные материалы продолжилось и в следующие месяцы и привело к весьма заметным изменениям в рыночной таблице. К примеру самый популярный бензин марки А -95 сегодня отпускается украинским потребителям по цене в среднем в 29  гривен за литр.

Резкое снижение цены на топливо, которое не могло остаться незамеченным со стороны населения, подтолкнуло власти некоторых городов Украины к принятию решений о понижении стоимости проезда в муниципальном автотранспорте. Это — абсолютно логичное действие, поскольку стоимость горючего является основным фактором при формировании цены на проезд.

Первыми на колебания на нефтяном рынке и в местном сообществе отреагировали в Тернополе. Там под давлением «тарифного майдана» власти были вынуждены отменить свое решение о повышении стоимости проезда и вернуть прежний тариф. 

Вторым городом,  отличившимся жонглированием транспортными тарифами, стал Запорожье. 

По распоряжению местных властей, ведомых требованиями  басов транспортных компаний,  в ноябре минувшего года проезд в муниципальном автотранспорте подорожал на 1-2 гривны. Официальная версия, которой власти и перевозчики объяснили необходимость удорожания проездного билета – рост цен на топливо. Однако тарифные обоснования перевозчиков тут же разбились о камни обвала цен на нефтяном рынке, где цены, как старушки Даниила Хармса, «все падали и падали». Принятое в Запорожье ноябрьское решение о подорожании проезда уже слишком явственно шло вразрез с экономикой. 

 Видимо, мудро решив не дожидаться «тарифного майдана», с «кокетливым» опозданием городские власти Запорожья все же приняли решение о снижении стоимости проезда на одну гривну с 15 января.

Что больше повлияло на это решение – стремление к экономической правдивости или опасение вызвать гнев возмущенного народного разума в разгар волнительного предвыборного периода – еще вопрос. Зато точно можно сказать, на ком и как отразилось это решение. 

 Для работающего человека, ежедневно пользующегося услугами автотранспортных компаний по пути на работу и обратно, понижение стоимости проезда сэкономило, если дорога без пересадок 50- 60 гривен в месяц, и 100 -120 гривен при условии необходимости добираться двумя разными маршрутками. В масштабах семьи из двух работающих родителей и ребенка, который маршруткой ездит в школу, понижение стоимости проезда на одну гривну принесло экономию семейного бюджета в размере 250 – 300 грн. Вполне ощутимая прибавка.

Но, как известно, если где-то прибыло, значит, где-то убыло. В случае с пассажироперевозками точно известно, где убыло: в размере заработка водителей маршрутных такси. Именно они – трудяги, проводящие за баранкой авто по 14 часов -16 часов в день, оказались в этой экономической истории крайними. При этом ни один бизнесмен-владелец АТП не пострадал.

В Запорожье пассажироперевозки были и остаются одним из самых теневых и неконтролируемых официальными властями бизнесом. Принцип системы, выстроенный в лихих девяностых прошлого века криминальными нуворишами, по сути, главенствует и поныне. Городской рынок пассажироперевозок четко разделен на зоны влияния, принося своим бонзам колоссальные миллионные прибыли. 

 Как и прежде владельцы АТП вступают в небескорыстный сговор с местными властями, гарантированно выигрывают городской тендер и получают облюбованный маршрут. Договор с горсоветом, в котором прописаны требования (в том числе количество машин на линии, начало и конец работы, интервал движения) забрасывается в пыльный ящик, и компания приступает (или продолжает) бесконтрольно окучивать маршрут по своим собственным правилам. Основой источник заработка – сбор мзды с водителей в виде платы за аренду машины.

 Согласно полученной нами информации, сегодня стоимость аренды автобуса в Запорожье колеблется от 1500 до 2000 тысяч гривен в день. Ровно столько каждый водитель, выходящий на работу на маршрут, должен отдать хозяину. Происхождение этой цифры малопонятно. Ее этимологии не знают и водители, и предполагают, что основной фактор размера плана — «потому что хозяину так хочется». Приплюсуем к этому  стоимость горючего, которым водитель сам обеспечивает автобус, и получим сумму порядка 3000 тысяч гривен. Это то деньги, которые маршрутчик кровь из носу обязан заработать и тут же отдать. Продолжим несложную математику и посчитаем, сколько платных пассажиров необходимо перевезти, чтобы заработать на выплату мзды хозяину и на бензин. При стоимости проезда в шесть гривен это 500 человек. Остальное, что успеет заработать за день — его доход. 

Размер заработка водителя — предмет не постоянный и трудноуловимый в силу своего теневого характера. Все зависит от популярности маршрута – нельзя, к примеру, сравнивать «везунчиков», которые курсируют по проспекту Соборному с теми, кто вынужден возить пассажиров в отдаленные городские глубинки. К факторам, влияющим на финансовую удачность рабочего дня маршрутчика, относятся погодные условия, праздничные, выходные. Как рассказали нам водители маршрута № 54, «бывают дни, когда домой приносишь больше тысячи, а бывает — прокатаешься 16 часов, а заработаешь 300 гривен».

Весьма не аппетитные условия работы являются основной причиной постоянного оттока водителей с маршрутов и нехватку кадров. К слову именно этим – нехваткой квалифицированных водителей – запорожские власти объясняют транспортные коллапсы и мертвый час, наступающий в городских автоперевозках едва ли не с заходом солнца.

После снижения стоимости проезда в транспортных компаниях Запорожья пошла новая волна массовых увольнений.

Вот так ситуацию в транспортных компаниях описывают сами маршрутчки:

«Цены на проезд снизили, но наши условия по плану не изменились – мы все равно должны отдать в день хозяину 1800 гривен.  А  еще заправить автобус, а еще возить бесплатно льготников, за которых нам не доплачивают. Спрашиваете, отразилось ли на наших доходах понижение цены на проезд? Могу сказать о себе: минус 500 гривен в день от моего дневного заработка» — рассказал водитель маршрута № 73, представившийся Игорем  и добавил: «При принятии решения о снижении цены на проезд  власти сослались на удешевление бензина. Но маршрутки-то ездят на газу!»

Да, и это правда.  Пассажирские автобусы действительно ездят на газу. В больших объемах это намного экономнее, нежели использование бензина. Но будет не справедливо не отметить, что требуя от властей повышения стоимости проезда, перевозчики апеллируют как раз ценами на бензин.

К слову, автогаз, который, как ни крути, привязан к ситуации на нефтяном рынке, нынче тожде значительно упал в цене. На этой неделе зафиксирована рекордно-низкая стоимость: за литр СПБГ автозаправки просят 11, 29 гривен.

 Говоря о решении запорожских властей снизить стоимость проезда в маршрутках, будет правильно сказать так: кому, как не Запорожью? Ведь еще в 2017 году эксперты из Запорожского Национального университета озвучили информацию о том, что цена проезда не соответствует реальным расчетам — запорожские перевозчики завысили ее больше, чем на четверть. Об этом свидетельствуют результаты комплексного исследования городской сферы пассажиропереворзок, заказанного Университету управлением по вопросам транспорта и связи Запорожского городского совета.  

 Как следует из отчета ученых, в среднем в обосновании перевозчиков тариф завышен на 26, 9 %. Такое положение дел, по заявлению авторов исследования, приведут к тому, что ежегодно пассажиры будут переплачивать перевозчикам 72,5 миллионов гривен.

Ученым сказали «спасибо», заплати за проделанную работу из городского бюджета 600 тыс. грн, и отправили выводы о завышенных тарифах в архив. Потому что конфликт с перевозчиками может дорого стоить – в сфере пассажироперевозок НЕ мэрия хозяин ситуации. Комментируя далеко не прогрессивную ситуацию в транспортной сфере, городские власти открыто сетуют на фактическое отсутствие возможности контроля и влияния на перевозчиков. Единственным методом, который позволит изменить ситуацию, в мэрии считают развитие системы коммунального транспорта. На этот счет на 2019 год у властей много планов: закупка автобусов большой и средней вместимости, открытие новых маршрутов, перевод на безналичный расчет за проезд. 

Водители маршруток тоже считают, что старую «бандитскую» систему нужно ломать. К примеру,  водители 54-го маршрута рассказали, что в их коллективе очень многие ждут открытия  маршрута № 29, который  соединит Заводский район и Южный микрорайон через проспект Соборный. 

 «На этот маршрут планируют пустить десять больших автобусов, КП обещает официальное трудоустройство, нормированный рабочий день и хорошую зарплату. Если действительно будут платить столько, сколько обещают, мы готовы хоть сейчас увольняться из частной компании и переходить в коммунальное АТП» — говорят маршрутчики.

К слову, 29 января начал работу новый автобусный маршрут № 39 (Никопольский поворот – площадь «Университетская»). Стоимость проезда – 5 гривен. Пока на линию вышли лишь шесть автобусов из двенадцати запланированных. По словам городского головы Владимира Буряка, остальные машины ждут регистрации.

Что же касается снижения стоимости проезда, то есть уверенность, что это ненадолго. По прогнозам экспертов энерго-рынка, уже в феврале цены на топливо начнут медленно расти, а значит стоит ждать, что «где-то после выборов» запорожские власти примут другое тарифное решение 

 

Вам также могут понравиться