Запорожского гангстера опасаются судьи и полицейские, уважают «воры в законе» и не берут пули и гранатометы

4 135

Даже дерзкие преступления против сотрудников полиции остаются для Юрия Григоренко безнаказанными — спустя пару-тройку недель он выходит на свободу. Что уж говорить о простых смертных, пострадавших от рук криминального авторитета по кличке «Григора» и не желающих писать заявления в полицию или отказывающихся от своих показаний. Даже судьи дрожат, узнав, что им выпало судить безрассудного бандита

«Отрицала» с младых лет

Свои криминальные университеты 52-летний Юрий Григоренко начал проходить в те времена, когда нынешний начальник запорожской полиции Олег Золотоноша еще не родился, то есть в конце 70-х годов прошлого века. Свой уголовной путь уроженец Днепродзержинска Днепропетровской области начал с банальных краж, хулиганства и грабежей. Ненадолго выходя из колоний, Григора снова «заезжал на зону».

Его вес в криминальном мире рос благодаря дерзкому поведению в лагерях по отношению к работникам колоний. «Отрицала» – такой уже позабытый термин применялся к заключенным, подобным нашему герою. Штрафные изоляторы (15 суток-месяц в одиночной камере сырого и холодного подвала) не могли сломить Григоренко. Позже к его деяниям добавились разбойные нападения, вымогательство, уничтожение чужого имущества, а также «легкомысленные» злодейства вроде уничтожения документов или нарушения правил дорожного движения.

Словом, камеры СИЗО и спальные помещения колоний стали для Юрия Григоренко родным домом. А сам он превратился для своего окружения в авторитетного человека.

Запорожская «работа»

Свою деятельность в Запорожье Юрий Григоренко развернул в начале 1990-х годов, когда милиция практически перестала выполнять свои функции. Многие (далеко не все, конечно) милиционеры превращались в силовое крыло бизнесменов или просто совмещали службу с нелегальным или даже законным (хотя милиционерам запрещалось заниматься предпринимательством или индивидуальной трудовой деятельностью, как тогда говорили) бизнесом. Понятно, что преступники и силовики находили общий язык на этой ниве.

Юрий Григоренко быстро добился авторитета в Запорожье благодаря своей решительности и дерзости – применял силу и оружие, не раздумывая.

Кроме того, Григоре давали подписку «воры в законе», проживавшие как в Украине, так и в других городах распавшегося СССР.

Как писали СМИ в начале 21 века, Григора являлся одной из фигур, курировавших незаконную разработку отвалов металлургических предприятий в балке Средней. Также он не чурался общекриминальных злодейств: жестоких нападений на людей, пыток и вымогательств.

До смерти запуганные жертвы

Как рассказал одному из авторов статьи сотрудник прокуратуры, лет десять назад Григоренко арестовали после вооруженного нападения на семью запорожского коммерсанта. Опасаясь издевательств и убийства (налетчики даже стреляли из автомата в доме жертвы), богач вынужден был отдать банде Григоры ценности и крупную сумму денег. Злодею, сидящему в СИЗО, вменили в вину целый букет статей Уголовного кодекса: разбойные нападения и вымогательства (несколько эпизодов), хранение наркотиков и оружия. Длительное расследование не было доведено до логического конца — в суде рассыпались все обвинения.

«И совсем не по вине милиции и гособвинения, – сокрушался прокурор. – Все потерпевшие — до одного! — отказались от своих обвинений. Дескать, на опознании перепутали подсудимого Григору с каким-то другим налетчиком, который их пытал и забирал деньги. Доходило до смешного: зафиксированные в стенах дома следы от пуль автомата жертвы выдавали за начало ремонта. Потом я общался с одним из потерпевших, который признался, что его предупредили — не откажешься от обвинений – ни тебе, ни семье не жить. Вывезем на отвалы и живыми закопаем».

Во время суда Григора вел себя дерзко, прозрачно намекая даже судье, что и у нее будут необратимые проблемы, если она будет вести дело к обвинительному приговору. В итоге судья взяла самоотвод.

Прокуратура пыталась ходатайствовать о переносе рассмотрения материалов дела в суд другой области, но обвинение рассыпалось в Запорожье. Впрочем, подсудимого приговорили за хранение наркотиков, но отпустили, поскольку он уже отсидел этот срок в следственном изоляторе.

Вздохнули облеченно и сотрудники пенитенциарной службы, поскольку такой сиделец им совсем был не нужен — Григора сразу же становился в СИЗО «смотрящим». И провоцировал заключенных на непослушание и требования соблюдения администрацией тюрьмы прав подследственных, содержащихся за решеткой заведения. Таким образом, власть в тюрьме переходила к заключенным, которые поддерживали политику авторитета.

Свое освобождение Григора отпраздновал в одном из ресторанов, расположенных на «Волне». Да так опраздновал, что перепуганные рестораторы, не зная, с кем имеют дело, вызвали на помощь милицию: посетитель, недовольный обслуживанием, вытащил из кармана пистолет и открыл стрельбу. К счастью, никто из людей не пострадал. Опустошив магазин, Григора сел в поджидавший его автомобиль и уехал.

«Обезбашенный» стрелок

«Он просто обезбашенный, – нехотя вспоминал общение с Григорой сотрудник милиции, уже вышедший на пенсию. – У него же пунктик по поводу оружия: пистолет постоянно при нем, и он не стесняется его пускать в ход. Стрелял даже в оперативников при задержании. А это уже тяжкая статья».

В январе 2013 года Григору милиция задерживала в квартире. Авторитет начал отстреливаться через дверь, а потом выпрыгнул с балкона квартиры второго этажа, но при падении повредил ногу. На него таки надели наручники, а суд арестовал. Но через время освободил, заменив СИЗО на… домашний арест.

Понятно, что ни на какие вызовы следователя полиции Григоренко не являлся. Задержали его с оружием «на кармане» только в феврале 2015 года. За это время Григора, по сообщениям пресс-службы Нацполиции, совершил около двух десятков различных преступлений. Ему даже пытались вменить в вину такое нехарактерное для авторитета преступление, как изнасилование. Но снова суд избрал для него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.

В декабре 2015 года Григору снова задержали полицейские. Он оказал сопротивление, а автомат Калашникова и пистолет Макарова просто выбросил в окошко. Дескать, не мое.

Полицейские страдания

Пресс-служба Нацполиции после этого задержания Григоры даже выпустила спецсообщение. Мол, так и так: задержан особо опасный рецидивист (правда, фамилию задержанного не назвала), который должен уже давно сидеть в колонии. Но суды по неведомым причинам отпускают его, не давая возможности следователям полиции довести расследования до логического конца. А злодей, использую такие поблажки со стороны Фемиды, скрывается от следствия и совершает все новые и новые преступления, в том числе и с использованием оружия. Мол, как так можно!?

Журналисты в погонах как в воду глядели: Григору снова не посадили на время следствия в СИЗО, а оставили на воле из-за плохого состояния здоровья. Мол, человеку нужно лечиться.

Кстати, СМИ неоднократно упоминали якобы сильнейшую наркотическую зависимость Григоры. Дескать, опиаты не всегда вовремя доставляют в следственный изолятор для важных сидельцев — бывают перебои. Из-за этого у наркозависимых людей становится скверным самочувствие и есть угроза их здоровью. Мол, лишь благодаря опытным адвокатам и входящим в положение работникам судейского корпуса люди получают нужное снадобье.

Словом, через месяц, в феврале 2016 года, у одного из особняков в центре Запорожье сработало взрывное устройство. К счастью, никто не пострадал. Через три дня в этот же особняк выстрелили из противотанкового гранатомета. В трех этажах соседней девятиэтажки взрывная волна выбила стекла.

Полиция подтвердила, что выстрел предназначался «криминальному авторитету», однако его фамилию, прикрываясь законом, не назвала. Хотя в кого метил неведомый (и так и не задержанный) киллер, не являлось секретом для общественности. Говорили, что эти два события — черная метка от неких новых бандитов для Григоры.

Но авторитет и не думал покидать Запорожье. В ноябре 2016 года и в июне 2017 года Григору снова задерживали полицейские. Снова в его автомобиле находили арсеналы стрелкового оружия и гранаты.

Кому он нужен?

Во время сентябрьской пресс-конференции начальник Нацполиции в Запорожской области Олег Золотоноша заявил, что слышал о таком злодее, который провел за решеткой около 28 лет, но он сейчас находится в СИЗО. Полковник даже вспомнил историю, рассказанную одним подчиненным. Дескать, Григору суд выпустил из СИЗО, а тот подходит к охраннику с косяком марихуаны и просит служивого подкурить.

Однако уже в октябре наш герой снова засветился на воле. «Суббота плюс» подробно писала о якобы похищении молодого человека из армянского ресторана, которого бандиты с пистолетами в руках увезли «на разборку» к некому авторитету, коим и оказался… Григора.

Приближенных гангстера полицейские задержали, но вменить ничего не смогли – «жертва» наотрез отказалась писать заявление.

В конце ноября один из запорожских адвокатов обнародовал информацию, что его клиента, переселенца из Донецка, терроризирует Григора, вымогая деньги. Вначале подручные жестоко избили бывшего дончанина, а потом ночью сожгли его дорогостоящий автомобиль. Пострадавший заявил полиции, кто у него у него вымогает деньги, но полиция не спешит раскрывать злодеяния. Впрочем, через две недели и сам адвокат убрал информацию об авторитете.

«Не буду давать оценку своим коллегам по поводу избрания меры пресечения Григоре, – говорит «Субботе плюс» бывшая судья апелляционного суда. – Однако тот факт, что такой беспредельщик столько лет остается живым, говорит, что он кому­то нужен. Кому — не знаю».

Игорь Прохоров, Инга Перетятько

Вам также могут понравиться