Запорожский театр оперы и балета: Скажете, нет такого? Пока нет. Но, может, будет?

961

Вопрос – нужен ли он Запорожью, вызвал в городе резонанс, обсуждался в социальных сетях.
Разумеется, больше оказалось скептиков.

Почему необходим?

Мы стремимся в Европу, а европейское культурное пространство – это, прежде всего, музыка, искусство оперы и балета. В Германии – свыше 80 оперных театров. Есть своя опера в Эстонии, стране меньшей, чем Запорожская область.

Запорожью, чтобы стать истинно европейским городом, надо иметь свою оперу – как свой «культурный герб». Такой же, какой имеют Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Львов, где есть свои оперные театры. А мы до сих пор гордимся тем, что Запорожье – «столица украинской металлургии». Но, может, уже пора мыслить шире?

– Посмотрим на вещи системно, – предлагает общественный деятель, эксперт Сергей Федорынчик. Экономика будущего – это доминирование высоких технологий на основе тотального производства знаний. Однако технологиями и знаниями будут править четкие смыслы и ценности, которые утверждает культура. Путь к экономическому лидерству (или признанию) лежит через культуру. И как раз оперный театр – наиболее мощная ее форма.

Словом, свой оперный – это общественная потребность в высоком искусстве многих тысяч запорожцев. К сожалению, до сих пор не было хоть какой-то системной попытки эту потребность выявить. Хотя спрос на искусство сосредоточен как раз в той среде горожан, которая является лидерской, ядром гражданского общества. В нашем городе не было серьезных попыток объединить этих людей вокруг общей идеи, которой и может создать создание театра оперы и балета. Оперный театр до сих пор даже не предусмотрен в Генеральном плане развития Запорожья.

Почему нереально?

Многие считают, что Запорожье – город не театральный. Мол, не заполняются залы существующих театров. Вторая проблема – финансы. Сегодня, когда на 2018 год всем учреждениям культуры сократили бюджеты на 20-30%, какой новый театр?

Запорожский театровед Инга Эстеркина:

– В условиях ненормального положения вещей в сфере культуры предложение – нереально. Кроме того, нужны классный режиссер, полноценные оперная и балетная труппы, квалифицированный персонал. Соответствующее помещение, акустическое оборудование, машина сцены. Нужен современный маркетинг…

Журналистка Инесса Воронова:

– Театры существуют за счет местной громады, что, вероятно, нашей пока не под силу. В том же Донецке последнюю модернизацию делали под эгидой Метинвеста и театр переименовали в Донбасс-Опера. Но главное, там годами растили кадры.

Директор Запорожского музыкального училища имени П. Майбороды Сергей Пелюк:

– В старые добрые времена, когда хотели поднять уровень культуры в каком-то из городов, делали так. Объявляли конкурс и приглашали нескольких «звезд», но больше – талантливой молодежи. Давали им квартиры. Это и приносило успех. Но в сегодняшних экономических реалиях подобное – просто невероятно.

Но ведь все мы знаем: невозможное бывает возможно! Обратимся к истории вопроса.

Загадка Марии Заньковецкой

Кто-нибудь помнит, почему до 1944 года драмтеатр Запорожья носил имя гениальной актрисы, одного из корифеев украинского профессионального театра Марии Заньковецкой (1854-1934 гг.)?

– По старинной традиции название театру давало имя лидера театральной группы, – рассказывает доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии искусств Валерий Гайдабура, много лет работавший завлитчастью Запорожского драмтеатра (сейчас – имени В. Магара). – В 1944-м запорожскую труппу перевели во Львов, где главный театр области и носит имя Заньковецкой. А к нам переехала труппа из Харькова, носившая имя Щорса… Но как в Запорожье оказалась труппа Заньковецкой? Это – по-настоящему удивительная история. Будущий запорожский театр возник сто лет назад, в августе 1917 года, в Киеве. Несмотря на то, что еще полыхала первая мировая, по инициативе театральной общественности и благодаря известному писателю, премьер-министру молодой Украинской Республики Владимиру Винниченко создали первый в истории нашей страны государственный театр.

Театр не раз менял свое название. В 1922-м он стал Государственным украинским народным театром под руководством Марии Заньковецкой.

В 1927 году в Запорожье начали строить Днепрогэс – энергетическую базу будущего промкомплекса города. Вот тогда-то в столице республики Харькове и приняли решение – перевести самый крупный театр страны в Запорожье.

Украина только поднималась из руин страшной войны, полыхавшей долгих три года (с января 1918 по 1921 годы). Везде – холод, голод, разруха. Строители Днепрогэса – вчера еще простые селяне. Почти все – не умеют ни читать, ни писать. Живут в бараках на «шестом поселке», без света, без бытовых удобств, в нищете… Кажется – какой театр, какое искусство? Но народ валом валил на все спектакли.

Кстати, двумя годами ранее, как реакция на спрос, возник и «Театр малых форм», который создал молодой запорожский актер и режиссер Владимир Магар (1900-1965 гг.). А еще, как рассказывали старожилы, огромный интерес вызывали постановки самодеятельных театральных коллективов. В одном из них, игравших на «шестом поселке», блистала уроженка села Разумовка Верхне-Хортицкого района, простая бетонщица Паша Коваль (меццо-сопрано). Она так здорово пела все арии Наталки Полтавки, что ее даже приглашали учиться в столичную консерваторию.

– Маленький, тонувший в пыли уездный Александровск был городом вполне театральным, – рассказывает известный запорожский журналист, народный депутат СССР в 1989-1991 годах Виталий Челышев. – Когда-то встречался со стариками, которые лично знали Марию Заньковецкую. А еще мне называли сразу несколько театральных площадок, где шли представления.

В годы перестройки Запорожье переживало настоящий театральный бум! Когда пали многие идеологические табу, и режиссеры получили большие свободы, театры смогли ставить остроактуальные вещи, и многие спектакли и концерты шли с непременным аншлагом.

Настоящий фурор вызвали фестивали «Козацька пісня» и «Козацька драма» – их проведение инициировал глава областного Союза писателей, незабываемый Петро Ребро. Яблоку негде было упасть на премьере до этого запирещенной этно-драмы П. Кулиша «Байда, князь Вишневецкий» (режиссер – А. Король). Огромный успех имели постановки Молодежного театра (режиссер – В. Денисенко). Особенно – комедия «Эзоп» по Гильерме Фигейредо. Один крупный чиновник из сферы торговли жаловался:

– Думал, что могу «достать» все! Любой дефицит. Но на «Эзопа» не могу попасть уже второй месяц…

Как видим, сетования «Запорожье – город не театральный» можно отбросить в сторону. Скорее, есть повод говорить о том, что спрос на высокое искусство всегда был и есть, а в трудные времена, в час, когда страна оказывается «на переломе», он даже повышается.

«Кармен» не приехала. «Шмель» не взлетел

Создать в городе оперный театр уже пытались. Впервые его планировали построить вскоре после Второй мировой войны, где-то в 50-60-е годы. Еще лет 10-15 назад на жилых домах площади Маяковского можно было увидеть таблички «Площа Оперна». Так планировали назвать площадь перед будущим оперным театром.

– В двухтысячные годы, когда Запорожскую филармонию возглавлял талантливый организатор и креативно мыслящий Михаил Пригаро, вместе с главным дирижером Вячеславом Редей они затеяли реконструкцию зала в филармонии именно под оперу и балет. Финансировать согласилась местная власть. В частности, идея пришлась по душе тогдашнему губернатору Евгению Карташову. Он даже сказал, что наконец Запорожье будет на уровне развитых промышленных городов, – вспоминает известный запорожский журналист Валерий Фортунин. – Артисты должны были приезжать из Днепра. В Киеве быстро утвердили проект. Первой постановкой планировали знаменитую «Кармен» Жоржа Бизе… Но тут пришел новый губернатор – господин Червоненко, который заявил Пригаро, что «на культуру денег нет и не предвидится, людей сначала надо накормить, одеть, обуть…». Пригаро вскоре «ушли», и оперный проект быстро заглох.

Или такая история. В Запорожском музучилище подготовили детскую оперу «Брундибар» (в переводе – «Шмель»). В опере пели около 40 молодых артистов. Задумывалось, что премьера пройдет в Запорожье, потом – в других городах Украины, в Европе… Сергей Пелюк обратился к меценатам. Но – увы! Никто не пожертвовал ни копеечки.

Аргументы «за»

В том, что Запорожье – город вполне театральный, убеждены многие общественники. В двухтысячные годы в нашу филармонию приезжали оперные артисты из соседнего Днепра, другие звезды оперного и балетного искусства, и все их концерты шли с аншлагом! Возле «Глинки» стояли длиннющие очереди, люди спрашивали «лишний билетик»…

Музыкант Виктория Артеменко (общественная организация «Громадянська позиція»):

– Чтобы послушать оперное пение, мне приходится ездить в соседний Днепр. Но ведь Запорожье – огромный город! Почему у нас нет своего оперного театра? Его создание позволит иметь не только свою консерваторию, но и свою балетную школу… Словом, это создаст новые возможности для юных запорожцев.

Многолетний директор Запорожской филармонии Михаил Пригаро:

– Не пойму, откуда это – считать Запорожье исключительно промышленным центром? В городе не просто есть спрос на высокую культуру. На нее – настоящий голод! Еще одна общая ошибка – ставить на первое место экономику и социальные вопросы, а проблемы культуры – далеко за ними.

«Плюс» в том, что в городе – две площадки, где можно давать оперу. Сергей Пелюк считает, что «базой» может стать театр имени Магара. Здесь – опытный коллектив, пошивочный цех, есть оркестровая яма и все возможности для смены декораций, выше, чем в филармонии, сцена. Михаил Пригаро согласен с коллегой, но замечает: лучше использовать обе площадки. Ведь акустика драмтеатра рассчитана на голос, а зал филармонии – на звук. Да и оркестровую яму в Магара надо расширять (за счет пары-тройки рядов кресел в зале).

Именно театр оперы и балета может поднять престиж Запорожья в Европе и во всем мире, что будет способствовать улучшению качества жизни в городе. Экономический успех Запорожья полностью зависит от маркетингового позиционирования города. Успешно позиционироваться можно только через культуру.

И, наконец, о деньгах. Их совсем не обязательно искать по бюджетным сусекам – государственному, областному и городскому. Сегодня в мире глобальной экономики есть много финансовых инструментов, с помощью которых возможно привлечь «оперные» инвестиции. Найдутся и меценаты. Тот же Метинвест, вложивший большие средства в Донбасс-Опера, теперь владеет у нас несколькими серьезными предприятиями.

Коренной запорожец, Ярослав Фалько (Общество «Просвіта им. Т. Шевченко):

– Здесь уместна аналогия с маркетингом. У нас «под товар» все ищут свой сегмент рынка сбыта. Забывая, что самые известные бренды не искали ниши на рынке, а создавали их… сами себе. Театр оперы и балета – это ценность сама по себе. Если его не создать – не будет и спроса. И – наоборот. Театр сам себе создаст спрос. Думаю, вопрос стоит обсудить в Союзе промышленников и предпринимателей, на совете директоров, в бизнес-кругах. И, конечно же, в общественных организациях города, в горсовете, облсовете.

Что же касается денег – реконструкция зала филармонии, когда ею руководил М. Пригаро, оценивалась в 10 тысяч долларов. По сегодняшнему курсу это около 300 тысяч гривен. Артисты могут приезжать на спектакли – в Киеве осели многие безработные на сегодня певцы и балетные танцоры и были бы рады постоянной работе. А деньги… Содержание футбольной команды «Металлург», еле шевелящейся во второй лиге, стоит городскому бюджету 16 млн грн в год.

Слово – профессионалам

Итак, культурный ли город Запорожье? Театральный ли? Нужен ли нам театр оперы и балета? На эти три вопроса, как говорят в популярном телешоу, я получила сразу три «да» – от народного артиста Украины, руководителя академического симфонического оркестра Запорожской областной филармонии Вячеслава Реди. Правда, с несколькими «но». О них и поговорим.

– Мы воспитали своего зрителя и продолжаем воспитывать, – говорит Вячеслав Васильевич. – Ведь были времена, когда на наших концертах на сцене сидело 80 музыкантов, а в зале – 50 зрителей. Выход – работать, работать и еще раз работать. Мы повышали свой уровень, совершенствовали репертуар. И вместе с тем работали с молодежью, подростками, детьми. Готовили для них специальные программы. Скажем, теми же «Аккордами Хортицы » мы занимаемся с 2000-го года. И сегодня имеем престижное мероприятие международного уровня.

Когда выступает Запорожский симфонический, места в зале не пустуют. На свое 60-летие оркестр выступал в Киеве в Национальной филармонии с аншлагом, что не всегда бывает на выступлениях столичных музыкантов.

– И оперы без массовых сцен – в концертном исполнении – нам вполне по силам ставить, -продолжает Вячеслав Васильевич, – ставили «Моцарта и Сальери», «Травиату», «Алеко», билетов за месяц было не достать.

На двух наших новогодних концертах были аншлаги, по просьбам зрителей пришлось делать третий …На три концерта к 8 Марта билеты уже раскуплены. А какой был ажиотаж, когда приезжал театр имени Франко со спектаклем «Миллион в брачной корзине», со своими декорациями…Побольше бы нам хороших гастролеров – и оперу, и балет, под живую музыку нашего оркестра. Это вполне реально – убрать в партере несколько рядов, посадить оркестр…

А уж иметь свой театр – да с видом на Днепр. Да свою труппу… Запорожцы вполне готовы воспринимать высокое искусство . Культурных людей в Запорожье хватает – правда, у каждого – свои предпочтения. Один из наших крупных бизнесменов, когда с ним заговорили о создании у нас своего театра оперы и балета, сказал: «Да я бы оттуда не выходил…».

Послушав о наших мечтах, маэстро улыбнулся :

– Вспомнил фильм «Берегись автомобиля», где Евстигнеев, играя директора театра, говорит :»А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, так сказать, Шекспира?»

И мы поняли, что мы как раз на что-то подобное замахнулись. И задали маэстро риторический вопрос: «А все же здорово было бы иметь свой театр оперы и балета?» И сами же закончили интервью цитатой из Некрасова: «Жаль только, жить в эти годы прекрасные уж не придется ни мне, ни тебе…».

Или придется?

От редакции «Суббота плюс»: приглашаем всех, желающих высказаться по затронутым вопросам, писать на e-mail super-ivasilenko2@ukr.net или по почтовому адресу: 69095, Запорожье, пр. Соборный, 152, Дом печати, «Суббота плюс».

Ирина Василенко,

Михайлина Джура

Вам также могут понравиться