Запорожская область всегда считалась промышленным центром Украины. Но после развала СССР и перехода на рыночную экономику многие предприятия нашего края не справились с новыми реалиями. И теперь пустые цеха, развалины административных зданий и даже опустевшие города стали памятниками всеобщей бесхозяйственности. «Суббота плюс» пишет о некоторых из таких заброшенных предприятий
Запорожское пиво, которого не стало
Запорожский пивзавод №1 был построен в послевоенный 1946 год (сейчас его остатки находятся напротив Инструментального завода). В 1970 году на предприятии произведено 15 миллионов литров пива. В 1974-м, в связи с постройкой нового пивзавода (ныне ПБК «Славутич»), старый получил название «Запорожский пивзавод №1».
1992 год. С распадом СССР пивзавод №1 переживал затяжной экономический кризис, но продолжал работать. В 2002-м – сварено 9 миллионов литров пива. 2005 году завод был куплен ТОВ «Українська Пивна Група» (владелец – Ринат Ахметов), которой принадлежали также пивзаводы в Мелитополе и Кривом Роге. Приход нового собственника ознаменовался пуском линии розлива пива в кеги и демонтажем проработавшей всего два года линии розлива пива в пластиковые бутылки, которая была переведена в Мелитополь.
Октябрь 2008 – производство пива было полностью остановлено. Сегодня в Запорожье еще можно встретить пиво «Запорізька Січ» и «Жигулівське», однако выпускается оно в Лисичанске (Луганская область)
2010 год – начат снос зданий завода. До конца даже это не довели. И теперь улица Гоголя «украшена» уродливыми развалинами.
Руины с запахом спирта
Запорожский ликеро-водочный завод был построен еще в советские времена. Его контора разместилась в столетнем здании на улице Святого Николая (бывшая Артема). Наш народ спиртное потребляет массово, поэтому ближе к 90-м годам прошлого века завод задумали расширить – и начали строительство еще одного производственного корпуса. Но грянула перестройка, люди стали пить или разрекламированное, или дешевое. Ни под первую, ни под вторую категорию запорожская водочная продукция не подходила. И уже к началу 2000-х предприятие оказалось в упадке.
Есть данные, что запорожскую «ликерку» в свое время хотел купить Владимир Кальцев. Потом предприятием якобы заинтересовался бизнесмен Евгений Черняк. Но у первого что-то не «срослось». А второй предпочел построить свой завод на Бабурке «с нуля».
Сегодня на месте когда-то успешного предприятия – пустынные руины, полные крыс, строительных материалов и разрушенных мечтаний об успешном бизнесе.
Затопление без восстановления
В начале 80-х годов прошлого века геологи нашли неподалеку от скромного села Сухоивановка в Васильевском районе огромное месторождение марганцевой руды,со средним содержанием марганца в руде в 23,9 процента (в среднем по Украине – 12 процентов). Тут же началась разработка – за пару лет были построены две шахты, а рядом с ними быстро вырос и шахтерский городок, названный Степногорском.
Согласно советским планам, к нашему времени Степногорск должен был стать крупным промышленным городом с населением в 75 тысяч жителей. И какое-то время все к этому действительно шло. К началу 90-х годов прошлого века в городе жили уже почти девять тысяч человек.
Вот только независимой Украине марганцевая руда в таких количествах оказалась не нужна – промышленность после развала СССР и производственных связей ушла в крутое пике. Тем более, что совсем недалеко, по другую сторону Каховского водохранилища, уже вовсю разрабатывалось другое ее месторождение с центром в городе Марганец Днепропетровской области.
В 1995 году шахты Степногорска были закрыты и затоплены – для временной консервации. Но годы шли, и консервация постепенно превратилась в постоянную. В 2001 государство продало шахты компании, соучредителями которой являются олигархи Игорь Коломойский и Виталий Гайдук. Однако новые владельцы не стали развивать предприятие и ограничились вывозом конструкций на метеллолом.
Летом 2012 года заинтересовалась здешним марганцем одна китайская корпорация, приведенная в запорожский край «смотрящим» Евгением Анисимовым. Китайцы обещали инвестировать в степногорское предприятие около миллиарда долларов. Но разговоры о возрождении добычи марганца так и остались разговорами.
На сегодня разрешение на добычу марганцевой руды в четырех шахтах Степногорска имеет компания «Будивельник-2007» (действительно разрешение до 2030 года). Для начала разработки шахт коммерсантам необходимо получить документы на землеотведение. Конечные владельцы компании – возможно, все те же китайцы – хотят вложить в разработку 8 миллиардов гривен и создать 3000 рабочих мест. Правда, когда наступит «степногорский рай» – неизвестно. Алексей Иванченко, заместитель начальника Управления внешних отношений и внешнеэкономической деятельности Запорожской обладминистрации сообщил, что процесс выделения земли может занять год, а может – и пять лет.
А пока поселок Степногорск стоит никому не нужным посреди поля, в стороне от оживленной трассы Харьков-Симферополь. Безработица, согласно разным данным, здесь составляет от 60 до 90 процентов. Люди выезжают работать в Васильевку или в Запорожье. Несмотря на нищету и неустроенность, жизнь в городе есть. Здесь функционирует школа, два детских садика, больница, есть рынок и вся минимальная инфраструктура, необходимая для жизни. Интересной особенностью городка является то, что гаражи под машины в своём большинстве сделаны из старых автобусов и троллейбусов.
Между тем, жить здесь не очень комфортно — воду подают по часам, газа и отопления нет вообще. Но люди привыкли — пользуются электрическим отоплением, запасают воду впрок. И надеются, что когда-нибудь шахта снова заработает.
От немцев до банкротства
Дизелестроительный завод в Токмаке основан в 1882 году немецким переселенцем по фамилии Фукс. На нем производили земледельческие машины и орудия. Три года спустя неподалёку от него был построен аналогичный завод австрийца Клейнера. Там изготавливали сеялки, буккеры, жатки.
После завершения гражданской войны (в начале 20-х годов прошлого века) была разработана программа восстановления производства на разрушенных заводах. В день пятой годовщины «октябрьской революции» (1922 год) отстроенный завод был назван «Красный прогресс».
В 1923 году токмачанам было предложено наладить серийное производство трактора «Запорожец» (впоследствии было выпущено около 800 этих машин). К 1925 году на заводе работали 1196 человека. Выпускались нефтяные двигатели с тележками, тракторы «Запорожец», жатки, буккеры, плуги, веялки, токарные станки.
В начале Второй мировой войны завод, как имеющий стратегически важное значение, был эвакуирован в Казахстан. К 1943 году на выехавшем токмакском заводе выпускали торпеды и снаряды разных калибров, миномёты и ППШ.
1976 год. Завод становится головным предприятием производственного объединения «Юждизельмаш». В 1980-х годах проходило дальнейшее развитие предприятия, вводились новые технологии, проводилась комплексная механизация и автоматизация производства.
В 1996 году на заводе работают свыше 9000 человек, мощность предприятия позволяла выпускать 14000 дизелей в год. Эти двигатели предназначались не только для тракторов, но и для танков, и для теплоходов.
В начале тысячелетия завод окончательно разорился. В 2000 году было начата процедура банкротства предприятия, которое к тому моменту называлось ОАО «Юждизельмаш». Причина банкротства – невыплата по кредитам «Приватбанка».
К 2004 году на предприятии осталось около полутора тысяч работников. С 2006 года большая часть активов завода была передана кредиторам. Был и просвет в «экономической тьме» – на гребне расцвета мировой экономики, в 2007 году, производство на «Юждизельмаше» на полтора года возобновили. Но планетарный кризис-2008 похоронил надежды на полноценное восстановление токмакского предприятия. В том же году правительство передало 69,884% акций завода в собственность Запорожского областного совета.
С лета 2008 года производство на предприятии остановлено, его территория взята под охрану. На сегодня общая задолженность «Юждизельмаша» составляет 42,3 млн гривен. На заводе остались только 48 работников. А город Токмак был официально признан депрессивным городом.
Николай Донев