Процесс над экс-главой запорожской милиции сделал новый поворот
Владимира Сербу обвиняют в разгоне запорожского Майдана
Новый поворот в громком деле экс-главы запорожской милиции Владимира Сербы, которого обвиняют в разгоне запорожского Майдана, произошел сегодня в Жовтневом районном суде Запорожья. Под конец заседания представитель прокуратуры заявил отвод судье Пивоваровой. Теперь, если отвод произойдет, дело, вероятно, будет рассматриваться с самого начала.
Началось же заседание с пикета запорожских активистов под стенами суда, которые требовали изменить меру пресечения Владимиру Сербе. Ранее экс-главе запорожской милиции была избрана мера пресечения не связанная со взятием под стражу — с него взяли обязательство не покидать Дружковку (Донецкая область), где он проживает. В этот раз активисты, среди которых можно было узнать лидеров местной «Европейской солидарности», требовали от суда отправить Сербу в СИЗО.
В ходе судебного заседания можно было слышать их скандирование, которое доносилось с улицы: «Слава Українi — смерть ворогам!», «Україна — понад усе!».
— Наша спiлка ветеранiв АТО приїхала з Полог, бо дiзналися, що сьогоднi будуть судити Сербiна, який у 14-му роцi розганяв Майдан, командував тiтушками на Майданi i хочуть це спустити на тормозах… Тому ми тут. Щоб показати, що суд має прийняти рiшення правильне, в пользу держави, а не в пользу заможних колишнiх генералiв, — говорит перед началом судебного заседания один из пикетирующих, участник АТО Сергей Славный. Правда, то ли от волнения, или по каким-то другим причинам Сербу по ошибке он называет «Сербиным».
В заседании Серба принимает участие по видеосвязи — в одном из шести «квадратиков», отраженных на мониторе компьютера, можно видеть его фигуру. Иногда слышать его голос. Ответ на вопрос судьи у него стандартный: «Вопросов у меня нет. Согласен с вопросами адвоката».
В ходе сегодняшнего заседания суд успел опросить двух потерпевших во время разгона запорожского Майдана — медика Александра Александрова и Валентину Новиченко. Первый рассказал, что он присоединился к митингу перед облгосадминистрацией 26 января 2014 года, около двух часов дня. Он не знал, что разрешение на митинг было дано только до 16.00. Около девяти вечера майдановцев атаковали сотрудники милиции, которые были в форме и гражданские с резиновыми и деревянными палками. При этом «титушки» действовали менее скоординировано, чем милиция. Но у них был свой знак отличия — белые повязки на рукавах. Он не сопротивлялся, сразу подняв руки перед двумя милиционерами. Вероятно, это его спасло от применения к нему насилия.
Второй потерпевшей повезло меньше. Во время разгона запорожского Майдана Валентину Новиченко у перехода догнал сотрудник милиции и двое «титушек». Первый ударил ее по почками, второй деревянной дубинкой в грудь — удар смягчил пуховик. Но на одежде остались три дырки, возможно, от гвоздей, которые были на палице. По словам Валентины, она не была задержана, как Александр, но последствия для ее здоровья от того удара она ощущает до сих пор. Она связывает с ним и перенесенным стрессом проблемы с почками, а также последующие инфаркты и инсульты.
Впрочем, отвечая на вопросы адвоката Сербы Бондаря, первый потерпевший заявил, что на Майдане лично не видел тогдашнего главу областной милиции. Возможно, он был тем высоким милицейским чином, который посещал его в камере, интересуясь не применялись ли к нему пытки. Валентина Новиченко напротив — Сербу видела. По ее словам, он с ней поздоровался, когда днем в форме выходил на площадь, сказав ей комплимент.
Потерпевшие поддержали предложение прокуратуры о продлении Сербе меры пресечения — личное обязательство. Адвокат экс-силовика попросил разрешить его подзащитному выезд на обследование и лечение в Киев. Потерпевшие поддержали мнение прокуратуры. Пока судья выносила решение, находясь в совещательной комнате, участники пикета успели покритиковать Валентину и Александра за нежелание требовать помещения Сербы в СИЗО.
— Так, зачем вы поддерживаете (позицию прокуратуры — ред.), — укорили активисты потерпевших. Впрочем, как объяснили наши коллеги, обвинение не может требовать ужесточения меры пресечения, если не было нарушений со стороны подозреваемого.
— Жаль, Кулинич не дожил, так и не успел себе челюсть вставить. Ему беркутовец выбил, когда в здание входил. Все правды искал, — в ожидании решения суда, с грустью, отмечает Валентина.
Суд на два месяца продлил действующую меру пресечения — Владимир Серба под личное обязательство будет находиться в Дружковке. Относительно разрешения на выезд в Киев ничего сказано не было.
Уже после оглашения этого решения прокурор заявил отвод суду.
Всего по данному делу официально проходит 15 потерпевших, задержанных 26 января 2014 года было значительно больше.
Константин Кулаков, фото автора