Медсестра-плиточница и повар-штукатур

1 665

Военный санаторий в Приморске готовят к открытию силами благотворителей и персонала

Еще в 2016 году украинские власти объявили о создании в Приморске Главного военного санатория. В начале июня здесь уже планируют принять первых бойцов. Но до окончательного завершения работ еще очень далеко. Из-за откровенно недостаточного финансирования главврач санатория просит помощи у бизнеса. Большинство строительно-ремонтных работ проводится не профильными рабочими, а самими сотрудниками лечебного учреждения. При этом из бюджета поступают финансовые крохи, а местные народные депутаты от пропрезидентских партий внимания санаторию не уделяют вовсе.

С указателем санатория не заморачивались — просто перекрасили старый

Боевой главврач

Бравый полковник Андрей Рыльский на жизнь и начальство не жалуется

Андрей Рыльский, главврач приморского военного санатория, является полковником медицинской службы. Как человек с погонами, он не жалуется на жизнь и не критикует начальство — просто пытается решать поставленные перед ним задачи по мере сил и средств.

До перехода на должность в санатории полковник Рыльский 25 лет руководил армейскими медицинскими учреждениями по всей Украине. В 2014-2015 годах он возглавлял Днепропетровский военный госпиталь — как раз во время массового наплыва туда раненых из зоны АТО.

— За год до начала боевых действий на Востоке количество койкомест в том госпитале сократили с 400 до 100. Потому загруженность персонала была колоссальной, иногда доходила до четрехкратной от нормы, — рассказывает Андрей Рыльский о своем опыте работы с ранеными бойцами.

Но врачи и медперсонал справились с тяжелейшими задачами. Теперь полковник Рыльский уверен, что его нынешний коллектив справится и с запуском в работу военного санатория в этом году. Подготовка к открытию лечебного заведения идет уже около полутора лет. Но ритмичное финансирования реконструкции санатория пока Андрею Рыльскому может только сниться.

Растянутый оптимизм

В ноябре 2016 года в Приморске побывал губернатор Запорожской области Константин Брыль. Высказался он и о местном военном санатории:

— Именно таких реабилитационных центров не хватает для запорожцев и их защитников. Нужно сдвинуть вопрос (приведения в порядок санатория) с места как можно быстрее, ведь уже с первого мая (2017 года) здесь планируется оздоровление около 200 человек.

В феврале 2017 года о приморском санатории вновь вспомнили — в то время как раз начали набор в учреждение медицинского персонала. И снова закрутилась информация — мол, все украинские санатории, расположенные у моря в Крыму, отобрала Россия. Поэтому лечебное заведение в Приморске жизненно необходимо для качественной реабилитации украинских воинов. И что буквально через несколько месяцев в санаторий заедут первые оздоравливающиеся военные.

Однако в прошлом году приморское учреждение так и не заработало.

С началом года текущего тема военного санатория вновь появилась в информационной сфере. В январе на своей странице в соцсети Фейсбук советник Министра обороны (и президента Порошенко) Юрий Бирюков писал : «…нам ЭТО (санаторий) передали (…) На ремонт ЭТОГО нужно десятки-десятки миллионов гривен».

В феврале спикер Минобороны по вопросам АТО Дмитрий Гуцуляк излучал оптимизм: «До начала курортного сезона планируется открытие Центрального военного санатория «Приморский». Ремонт фондов уже завершен на 80%. Уже этим летом санаторий сможет оздоровить защитников Украины и членов их семей». Предварительно, открытие лечебного заведения было назначено на 15 мая.

Главврач учреждения Андрей Рыльский заверил, что санаторий откроется — но в начале июня: «Не успеваем подготовиться». В том, что полковник медслужбы не лукавит, и заведение скоро примет гостей, я убедился, зайдя на сайт госзакупок. На котором как раз шел процесс закупки мяса и мясопродуктов для питания бойцов общей стоимостью лота в полмиллиона гривен. Вряд ли данные продукты закупались для годового хранения.

Однако то, что приморский санаторий скоро откроется, еще не значит, что его проблемы — или хотя бы их большая часть — уже решены.

«Универсальные солдаты»

— В начале июня мы примем 100 человек — это треть от «мощности» санатория. Один из корпусов на 16 номеров уже полностью готов. Практически полностью мы укомплектованы медицинским и прочим оборудованием — процентов на девяносто. Поэтому весь спектр медицинских услуг мы нашим воинам предоставим, — рассказывает Андрей Рыльский, проводя мне экскурсию по территории военного санатория.

 

 

Почти готовый этаж главного корпуса
Комнаты без повреждённого ремонта имеют жалкий вид

Обеспечена необходимым оборудованием и кухня учреждения. Новые промышленные тестомешалка, мясорубка, картофелечистка и прочие печки-холодильники радуют симпатичную заведующую столовой. Единственное неудачное приобретение — посудомойка. Рассчитанная на одновременное мытье всего 12 тарелок за раз, она будет тормозить «кухонный процесс». Плюс вода слишком жесткая для нового устройства — оно будет быстро забиваться, ржаветь и выходить из строя. «Хорошо бы старую посудомойку запустить, мощную, еще советского производства. Но к ней нет запчастей», — жалуется завстоловой.

Новая тестомишалка на фоне старой

Но если с разнообразным оборудованием проблем не возникает, то вот с ремонтами и приобретением разных бытовых приборов и стройматериалов — беда полная. Как признается главврач санатория, к ремонту коммуникаций еще даже не приступали, из семи этажей основного семиэтажного здания более-менее готовы только четыре. И только один из этих четырех имеет пусть и неоконченный, но современный вид. Остальные попадают в номинацию «Бедненько, но чистенько»: старые кровати, протертые за десятилетия ковровые дорожки, видавшая виды сантехника. Катастрофически не хватает бытовых холодильников (семь штук на весь санаторий) и телевизоров (четыре штуки на всех).

До потолков в столовой руки у медперсонала еще не дошли

— Нам бы еще аппаратуру для дискотек. А то она у нас не просто любительская, а очень любительская — можно с трудом различить, какая музыка звучит, — полковник Андрей Рыльский занимается даже музыкальными вопросами санатория.

Но не один главврач выступает в роли «универсального солдата» — он и управленец, и врач, и завхоз. На сегодня почти весь коллектив санатория выполняет совсем не свойственные медицинскому персоналу функции:

— Я, когда людей набирал, интересовался непрофильными умениями. Например, приходит женщина, говорит — «Я медсестра». Я ей — «Что еще умеешь?». Она: «Плитку класть». Хорошо, говорю, подходишь.

Медсестры и доктора за работой по покраске детской площадки. 3. Почти готовый этаж главного корпуса

Таким образом в санатории можно встретить редкие «специальности» вроде повара-штукатура или терапевта-маляра. Работники столовой белят потолки и шьют скатерти, медсестры красят детские площадки и отдирают старые обои, технические работники подстригают траву и таскают тяжести.

ВИП-столовая. Скатертей нет, их сейчас шьют повара

Депутаты невидящие

Полковник Рыльский не жалуется, но иногда сожалеет. Сожалеет, что в 2017 году санаторию — несмотря на наполеоновские планы властей — выделили только два миллиона гривен из необходимых ста миллионов. Что в 2018 году Запорожский областной совет дал 476 тысяч гривен гривен, еще 600 тысяч выделили из государственного бюджета, 10 тысяч выделил райсовет из Фонда обороны Приморского района. И — все.

Фонд обороны Запорожской области еще в прошлом году обещал полмиллиона гривен. «Деньги ждем до сих пор», — пожимает плечами Андрей Рыльский. Я созвонился с руководителем данного Фонда Екатериной Акулой. «Эти деньги выделены не были. Когда будут выделены — неизвестно. Утеплять казармы для солдат — это намного важнее (чем санаторий)», — сообщила она.

Но, судя по отчету Фонда обороны за 2017 год, «намного важнее» санатория не только солдатские казармы. Но и, например, спортинвентарь и телевизор для патрульной полиции (115 тысяч гривен), автозапчасти для спасателей МЧС (108 тысяч), средства связи для Нацполиции (168 тысяч). Хотя данные траты слабо связаны с миссией Фонда, описанной на его главной странице в Интернете: «мы взяли на себя ответственность предоставлять парням на передовой необходимую помощь». Думаю, местные полицейские и спасатели вряд ли находятся «на передовой» — при всем уважении к их опасному труду.

Еще меньшее отношение к фронту имеет некий «Союз вольных казаков», кому Фонд обороны пожертвовал в прьшлом году 189 тысяч на топливо и полиграфическую продукцию. Судя по интернет-сайту данных казаков, они только молятся, едят и пьют. Что, считаю, можно делать и за собственные сбережения. Также смущают явно раздутые «административные расходы» Фонда, составившие в прошлом году 446 тысяч гривен — почти 40 тысяч в месяц. Думаю, благотворителям (еще и состоящим при официальной власти) в нынешние тяжелые времена нужно быть скромнее в своих запросах.

Не больше, чем Фонд обороны области, помогли приморскому военному санаторию и запорожские народные депутаты — даже самые ярые патриоты. Ни Сергей Валентиров, ни Александр Пономарев, ни Игорь Артюшенко ни в чем не поспособствовали учреждению. Причины этого Валентиров и Пономарев (это их округа) не назвали — просто не ответили на вопрос журналиста. Игорь Артюшенко «отбоярился» общими фразами — мол, депутат помогает армии, принимая законы. Нужно будет ему эти слова напомнить на очередном вручении детских путевок в Карпаты от своего имени.

Проблемы только начинаются…

Море наступает на пляжи. Шторма оставили от навесов только залитую бетоном арматуру. Можно пофантазировать, сколько таких штырей находится под водой у «оздоровительного» пляжа санатория

Под конец материала — о проблемах, до которых у главврача военного санатория пока просто не дошли руки.

Первая — она же одна из главных — у заведения скоро может просто не стать пляжа. Коса размывается постоянно, жиденькая буна из пары десятков гранитных валунов оказалась неспособной противостоять зимним штормам. Если не принять меры, то даже то грязное подобие санаторного пляжа, которое есть сейчас, может скоро исчезнуть. Другая большая проблема — 600-метровый железный мостик через лиман. От агрессивной морской воды он просто гниет, постоянное латание результаты приносит временные. Скоро нужно будет строить новый мостик, и обойдется это в очередные миллионы.

Даже то жалкое подобие пляжа «Главного военного санатория», которое есть сегодня, завтра может быть смыто штормом

А пока денег нет даже для приведения в порядок спортивной площадки санатория. Если же не решится вопрос с круглогодичной работой учреждения (сейчас оно работает только летом), то следующей весной ремонты придется начинать сначала.

И тогда название «Главный военный санаторий» для заведения в Приморске будет звучат издевательски — особено на фоне постоянных и громких славословий в адрес «ребят на передовой».

Развалины мостика через лиман одной из заброшенных баз отдыха в Приморске. Его окончание уже поглотило наступающее на песчаную косу море.

Народные депутаты начали помогать Приморскому военному санаторию

Как сообщил главврач Главного военного санатория (г.Приморск) Андрей Рыльский, народный депутат Сергей Валентиров уже предложил свою помощь лечебному учреждению. Другой депутат — Александр Пономарев — готов рассмотреть помощь санаторию в случае поступления соответствующего обращения.

В номере от 10 мая «Суббота плюс» писала о проблемах с открытием Главного военного санатория. Учреждению не хватает средств для проведения ремонтов и закупки даже простейших бытовых приборов. Также в материале приводились слова главврача санатория Андрея Рыльского, который рассказывал об отсутствии помощи от народных депутатов из запорожского региона.

Сегодня ситуация изменилась. По словам полковника Рыльского, депутат Сергей Валентиров готов оказать помощь в приобретении телевизоров и холодильников для санатория (их катастрофически не хватало). Также нардеп, в чьем округе и расположено лечебное учреждение, займется ремонтом участка подъездной дороги к санаторию, закупит оборудование для спортплощадки и выделит стредства на стройматериалы.

Что интересно, свою помощь Сергей Валентиров предложил — как утверждает Александр Рыльский — еще до выхода статьи в свет.

Нардеп от Бердянска Александр Пономарев ничего не обещал. Однако в присланном в редакцию письме он сообщил, что рассмотрит вопрос предоставления помощи санаторию в случае обращения со стороны его руководства.

Богдан Василенко

 

Вам также могут понравиться