Ночь с запорожской полицией: семейные разборки и рассказы о «мусорах» и реформах

1 221

Два года прошло с появления в Запорожье обновленной патрульной полиции. Всеобщий восторг с тех пор сменился привыканием, селфи с полицейскими заменили оскорбления. А зарплата новых копов не поднималась с момента созданиячто увеличивает отток кадров и способствует коррупции.

Журналист «Субботы плюс» увидела своими глазами работу патрульных, побывав на ночном дежурстве с экипажем одного из полицейских «Приусов«.

Полиция держит адреналином

В 19.00 субботы на плацу у здания областного управления Патрульной полиции начался инструктаж патрульных перед дежурством. Картинка отличалась от тех, которые показывают по телевизору — «видавшая виды» форма, потрепанные службой Тойоты «Приус». Лучше всего выглядели сами патрульные — молодые, подтянутые, красивые.

Построение патрульных на плацу перед выходом-выездом на ночную смену

После инструктажа ребята разошлись получать камеры, планшеты и оружие, проходить обязательный медосмотр. Процесс затянулся на долгие (и скучные) два часа.

Моими «напарниками» в эту ночную смену оказались командир третьей роты четвертого батальона Александр Белашков и его заместитель Алёна Бахановская. Вскоре мы выехали на патрулирование Александровского, Коммунарского и Шевченковского районов Запорожья.

Уже в салоне начали знакомиться поближе. Александр в новой полиции служит два года:

— У меня юридическое образование. До этого работал в различных организациях: банке, адвокатской конторе. Не могу сказать, что это мне не нравилось или я недоедал. Просто, когда начала меняться система, решил себя попробовать на новой стезе. Ведь в какой-то мере я осознанный гражданин, захотелось быть полезным обществу. Когда получаю зарплату, иногда проскакивает мысль, зачем я сюда припёрся, работал бы себе дальше без напряга, получал бы ту же заплату. Но пока полиция меня держит – интересно, адреналин».

Алёна в «органах» уже десять лет. «Звучит, как приговор», — смеётся женщина. Проведенную реформу она приветствует:

— Скоро мне исполнится 35 лет, если бы это случилось лет десять назад – всё было бы иначе. Мне было бы легче работать, строить карьеру.

С зарплатой обвальщиков мяса

Наш разговор прерывает Александр: «Мы получили наводочку. Недалеко крадут кабель, надо бы поймать воров».

«Приус» останавливается во дворах многоэтажек Шевченковского района. Алёна вышла из машины первой, мы с Александром присоединились к ней через минуту. Под моросящим холодным дождем мы обошли все окрестные люки — ни в одном подозрительных действий не заметили.

— Вы спрашиваете, почему такой отток кадров из полиции? В основном — из-за низкой зарплаты. У обычных патрульных она как была вначале 8100 гривен, так через два года и осталась. Хотя и цены, и средний уровень доходов в Украине за это время существенно выросли. Да, я как командир получаю 10 тысяч. Но иногда на глаза попадаются объвления вроде «Требуется обвальщик мяса, зарплата 10 тысяч гривен». И задумываешься — что, моя работа менее ценна для общества? А если еще учитывать факторы риска, моральную атмосферу — ведь нас не на детские утренники вызывают. Звонят те, кто попал в беду, а не со скуки. При этом ты не знаешь с полной уверенностью, вернешься с дежурства домой или нет. Приходится терпеть психопатов, отвечать за государственное имущество и следить за оружием, — высказывает недовольство условиями работы Александр Балашков.

Монолог патрульного прекращается со звонком его жены с нравоучениями по поводу не поставленного в холодильник кефира. Сначала Александр оправдывается, потом бросает короткое «Забыл» и сбрасывает звонок. Этот разговор дает повод поговорить об отношении к полицейской работе со стороны родных.

— Ой, нормально относятся. Сегодня всем сложно, нужно уметь абстрагироваться. Легче, конечно, незамужним девушкам-полицейским. Им не нужно много времени уделять домашним проблемам — стирке, уборке, готовке, сборам ребенка в школу. Хотя — что жаловаться? Ведь замуж не под дулом пистолета выходила, — смеётся Алёна.

«Мусор, тебе жалко

«Моим» патрульным приходит еще один вызов — с дальнего Шевченковского, улицы Военстрой. Возле магазина стоят две растрепанные дамы среднего возраста, обе явно подшофе. Одна из них сообщает об угрозах сыну:

— На него «наехали» «братки» — якобы он украл мобильный телефон. Но он хороший мальчик и ничего не крал, понятно? Я очень боюсь, вдруг с ним что-то сделают?

Дама уходит домой, возвращается уже с макияжем и аккуратной прической. Садимся в машину, везем мать «хорошего мальчика» в Шевченковчкое отделение полиции, где она будет писать заявление.

На часах было уже одиннадцать часов вечера, в душе начало гнездиться разочарование. Как же так? Где погони, перестрелки, преследования преступников по темным дворам, всплески адреналина?

— Раз на раз не приходится, — отвечает на мой вопрос Александр Белашков. — Никогда не знаешь чего ожидать на смене. К примеру, вот одна из историй. Заканчивается смена, мы с напарников остановились возле ночного киоска — кофе выпить. Напарник пошел покупать горячий напиток, к нему подошла какая-то подозрительная компания спортивных молодых людей. Вышел из машины и я. Тем временем, парни насели на моего коллегу с требованием купить им кофе: «Мусор, угости нас, тебе жалко?». Естественно, он их не угостил. Я также подключился, начал объяснять: мол, не стоит так разговаривать с полицейскими. Через несколько секунд они начали нас пихать. Я предупредил: в случае дальнейшего противодействия начну применять физическую силу. Предложил решить всё мирно, составить админпротокольчик (за оскорбление патрульного) и разъехаться по домам. Им моя идея не понравилась, началась неприкрытая потасовка. Интересно, что среди буянов был инвалид, уже не помню, какой группы. «Децепешник». Так вот, он упал, парни орут: «Полицейские инвалида бьют!». Мы немного подрастерялись, забыли о нём. Так этот инвалид через время встаёт и со всей дури лупит моего напарника. Удар был точный, сильный. Короче, началась бойня, нам с горем пополам удалось их скрутить. «Децепешнику» дали полтора года тюрьмы за нападение на сотрудника полиции. Через полгода он вышел на свободу по «закону Савченко».

Александр с легкой обидой в голосе переключается на рассказ о незащищенности полицейских: «Тебя могут обозвать, плюнуть. И максимум, что я могу сделать в этом случае — составить протокол. Суд оштрафует его на 51 гривну, он заплатит, посмеётся надо мной, при выходе может жест оскорбительный показать. Или вот, была еще одна ситуация. Сидим спокойно в машине, вдруг подбегает какой-то придурок, начинает бить по автомобилю, резать колёса — а потом убегает. Мы сначала даже не поняли, что это было. Затем побежали за ним. Он спрятался в кафе. Подходим к его столику, спрашиваем, ты это сделал? Он говорит «Я». Спрашиваю: «Зачем?». Звучит ответ «Я вас, мусоров, ненавижу, вы мне все противны». Вот такая рабочая обстановка».

Девушку на мотороллере догнали и остановили, чтобы выяснить — трезвая ли она и настоящая ли у нее коса?

Встреча с мурлом обыкновенным

— До сих пор не могу забыть вызов на бытовую ссору матери и сына. Приезжаем, а этот сынок забаррикадировался в квартире и открыл по нам стрельбу, пули рикошетом по двору летают. Тогда я действительно перепугалась — но ведь на службе не убежишь. Скоро над этим идиотом состоится второе судебное заседание, — включается в разговор Алёна Бахановская.

Нашему экипажу поступает вызов с улицы Строительной (Коммунарский район). Там во время семейной ссоры сын, находясь под действием наркотика «соль», начал душить свою мать, которая отказалась давать ему деньги.

Когда патрульная машина подъезжает к подъезду, в темноту убегают два парня. На месте остается женщина, которая и вызвала полицию. Она рассказывает, что сын над ней издевается последние несколько лет, которые прошли с момента смерти ее мужа.

Вскоре к нам подходит и буйный сынок с дружком — оба в явно неадекватном состоянии. «Сладкая парочка» сходу начинает бросаться на патрульных. Александр удерживал обоих, но Алёне все-таки досталась порция хамства и толчков.

Дима, то самый непутевый сын, постоянно орал Александру: «Не был бы ты, мусор, при исполнении, получил бы от меня (цензура)», нецензурно предлагал «решить конфликт по-мужски». Ко мне парни отнеслись снисходительно, пробормотав «нормальная девка» и отвесив пару пошлых комплиментов.

Тем временем патрульные посовещались, Александр пошел к машине и вернулся с резиновой дубинкой. Которой и врезал другу буйного Димы по ногам. Бравада из того быстро испарилась, парень упал на землю, стал кричать о своих попранных правах и звать на помощь соседей. Последние «приглашение» проигнорировали. Подключился и буйный сынок, требуя «положенный телефонный звонок».

На переднем плане — приятель буйного Димы, на коленях умолявший забрать его в отделение полиции

Такой «концерт» продолжался минут десять. За это время я оглядела двор: неопрятный, со стаей бездомных собак, разбитыми окнами и старыми покосившимися дверями подъезда. Мать непутевого Димы с виду была нетрезва, уставшая, но весьма миловидная.

К месту «концерта» подъехал еще один полицейский экипаж, которому досталась очередная порция жалоб на «беззаконие» и рассказы о знании своих прав. Копы с сарказмом пообещали приезжать к парням на консультацию и увезли Диму в райотдел. Туда же хотел поехать и дружбан буяна, даже на колени в мольбах падал — не помогло. «Да вы знаете, кто я?! Я за разбой сидел!», — возопил юноша в качестве последнего аргумента. Алёна тут же «пробила» его по базе данных: «Да уж, герой. Втроем напасть с ножом на малолетку и отобрать телефон. Даже соперника равного не можешь себе выбрать. Мурло ты обыкновенное».

— Дальше мать напишет на буйного заявление. А может, и не напишет. Его выпустят домой и все начнется заново, — пояснил Александр перспективы дела.

Такси с мигалкой

— Я вижу, что вы в шоке, — говорит мне Александр. Я, действительно, была смущена применением патрульными силы. — Да, всё не так однозначно в нашей профессии. Но знаете, что действительно обидно? Когда ловишь реального преступника, а этого не замечают. Недавно поймали бандита, который, угрожая ножом, отбирал у детей мобильные телефоны. Но об этом факте общественности не известно. Еще обидно, когда патрульные раскрывают преступление «по горячим следам», а его расследование, простите, «херачится» — из-за лени, пресловутого «человеческого фактора» и несовершенного законодательства. Вот реальный факт: мужчина сидит на траве с девушкой, пьет пиво. К нему подбегают двое парней, «уложили» его, забрали у девушку сумочку и убежали. Потерпевший погнался за ними, по пути вызвал полицию. Мы его поймали — это 100% грабёж (открытое завладение имуществом). Когда дело дошло до оформления материала, данное преступление вдруг стало кражей, нетяжким проступком. Патрульная полиция поменялась, но система то осталась прежней. Да, у меня нет розовых очков, знаю, что некоторые пришли сюда со старой службы. Всё равно полицию набирали с нуля. Выходит, что где-то эффективность повысилась, а где-то — нет. Для сравнения возьмём ресторан. Там ужасное обслуживание, уборщица не занимается уборкой, сантехник ничего не чинит и т.д. Ты пишешь жалобу. Тут владелец увольняет всех старых официантов. Набирает новых: вежливых, красивых, квалифицированных. Что-то изменилось в этом ресторане? Однозначно, тебе приятнее делать заказы. Но, прошу прощения, здесь как готовили «г», так его и готовят, как не убиралось, так и не убирается. Пока всё полностью не поменяется, сложно говорить об успехах. Но сейчас, когда тебе предлагают взятку, нет-нет, да и подумаешь: чего ты, дурак, не берёш?, — поделился наболевшим Александр.

Около полуночи к нам в машину попросились погреться двое полицейских – Евгений и Алексей. Им выпала нелёгкая участь нести службу «на своих двоих». Обстановка разрядилась. Командир подшучивал над прибывшими, они тоже за словом в карман не лезли. Так, Евгений настойчиво предлагал поместить фотографию Александра Белашкова на обложку:

— Слушай, Буряк, ЖКХ – это уже никому не интересно, так и передай своему шефу. Вот нас бы как увидели — взахлёб прочитали бы.

Пришедшие поделились своими историями со службы. Например, как пьяные горожане просят полицейских подвезти их до дома: «Вы же новая полиция. Вы с народом, сложно, что ли?». Или как женщина в годах умоляет разобраться с соседкой, потому что та специально облучает её с помощью микроволновки, чтобы заразить онкологией.

Слева направо: патрульные Александр, Евгений

В четыре утра меня на экипаже подвезли прямо к дому. На память о нашем сотрудничестве мы я сделала коллективный снимок. С прекрасным настроением пошла домой спать. А мои «коллеги» поехали дальше — блюсти порядок.

Каталась по ночному городу

Оксана Щербина

 

Вам также могут понравиться