Галочка для работы

229

Многие слышали выражение «работать для «галочки» — то есть, некачественно, для создания вида работы. Так вот, мне кажется, что у каждого нашего чиновника в сейфе есть специальная печатьгалочка«, ставящая знак качества на результатах труда, которые даже слабенького одобрения не стоят.

Проезжая по загнивающей Западной Европе, я уже привычно изумлялся повсеместному качеству. Роскошные дороги и их удобный для автовладельцев ночной ремонт. Четкое, расписанное по минутам, движение пассажирского праздника. Тротуарная плитка, лежащая десятилетиями. Коммунальные парки с прудами, зелеными полянами и без обилия асфальта с бетоном. Общественные туалеты без удушающего запаха, зато чуть не со стерильной чистотой. И так далее, и тому подобное.

Сразу видно, что качество проведенных работ стоит для западных чиновников на первом месте.

В Украине — и в Запорожье в частности — о качестве чиновничьего труда говорить не приходится. Самые разные сферы поражены недугом некомпетентности и наплевательства к интересам граждан. Печальный результат такой хвори «слуг народа» можем наблюдать повсеместно и ежедневно.

Начать можно с маленького. Была у меня во дворе дырявая дорога. И вот наступил долгожданный праздник — приехало стадо техники и начало эту дорогу ремонтировать. Подвластные мэру тележурналисты пытаются выдавить из жителей двора благодарность градоначальнику за наконец-то выполенненные служебные обязанности. Вскоре работы завершаются. И вместо пяти глубоких ям, которые можно было объехать, я и другие местные автолюбители получили один глубокий ров на месте решеток дождевой канализации — который объехать невозможно.

Проблема решалась просто — нужно было перед укладкой слоя асфальта поднять решетки на уровень нового дорожного покрытия. Но ответственный чиновник достал из сейфа со скрипящей дверцей свою «галочку» и шмякнул ею по акту приема работ — «и так сойдет».

Пойдем на уровень крупнее и взглянем на дорожное полотно плотины «Днепрогэса». На моей памяти его ремонтируют уже добрый десяток раз. И после каждого ремонта чиновники по главе с мэром заверяют запорожцев: вот теперь проблема решена окончательно и надолго. При этом безбожно врут (что, впрочем, для них привычно). Ведь знают: там, на бумагах, стоит их родная «галочка».

Можно взять многострадальную «Дубовую рощу». В самом сердце нашего центрального парка разрастается опухоль шикарного кафе, с каждым годом захватывающего все больше территории. Еще появилось пара старых аттракционов с неясными собственниками и сотни предпринимательских раскладок-тележек. При этом, в пику старому руководству «Дубовки», городские власти спилили одну из опор «веревочного городка» и разогнали белок из построенного вольера. И если ситуация с «веревочным городком» понятна (его собственник является противником команды нынешнего мэра), то белок-то за что? Но главное, что уничтоженное или разогнанное ничем не заменили. Видимо, в сейфе у нынешнего директора «Дубовой рощи» своя «галочка» имеется.

А запорожские памятники? Вот эти все фаллические символы с колоннами-штырями или монументально-дорогостоящее убожество с колобком у гильотины, почему-то символизирующее чернобыльскую трагедию — с кого за эту архитектурную жуть спрашивать? Какой архитектор, градостроитель или мэр одобрил этот однотипный скульптурный, простите, бред? Из чьего сейфа доставали «галочки» для утверждения таких горе-проектов?

Бывая на Хортице, вижу еще одно действо, проведенное только для «галочки». Это Аллея дубов, высаженная на заповедном острове восемь лет назад губернатором Борисом Петровым. Дубочки не были совсем маленькими, их высаживали уже десятилетними. Помню, тогда, перед камерами журналистов, Борис Петров картинно размахивал лопатой и говорил очередные пафосные штампы. Потом журналисты и чиновники уехали, «галочка» была поставлена — и деревья оказались больше не нужны. Засохли они почти сразу.

Также «для галочки» лет десять назад была снесена на Хортице одна нищая хатка-хибара. «Все, остров очищен!», — радостно отрапортовало руководство заповедника. Больше ни одно строение на заповедной земле не пострадало.

Но одна из главных «галочек» была в Запорожье положена… тьфу, поставлена на систему государственных закупок «Прозорро». То есть, на сегодня данная система вроде как и внедрена, за что мэр Владимир Буряк получает сладкие похвалы в рейтингах и на симпозиумах. С другой стороны, сумма закупок, с которой должны начинаться открытые конкурсы, существенно завышена, и большинство бюджетных трат проходят по старой схеме «откатов»: побеждает тот, кто готов «отстегнуть» чиновнику от 15 до 50 процентов от общей стоимости закупки. Или даже круче: право поставлять товары или услуги напрямую отходят фирме, связанной с ответственным чиновником. И дальше уже лично он решает, какого размера дулю скрутить горожанам вместо предоставления качественной работы (похоже, именно так действовали самые именитые на сегодня запорожские хапуги братья Марченко).

Еще только «галочки» ради у нас проходят разные фестивали и круглые столы, проходят марафоны с согнанными на них подчиненными и делёж якобы общественного бюджета, чьими средствами фактически заменяют бюджет обычный.

Почему так происходит? Почему в цивилизованных странах чиновники работают на результат, а у нас — на процесс?

Бедность — вовсе не ответ на этот вопрос, а, скорее, следствие ответа.

Дело в том, что в цивилизованных странах «слуги народа» стремятся к качеству: чем лучше будут результаты твоей работы, тем стремительнее сложится карьера и больше будет оплата. У нас же чиновники живут как раз не на зарплату, а на взятки и прочую «неправомерную выгоду». А выгода эта получается в процессе работ — асфальт взял пожиже, чем в документах, архитектора пригласил подешевле, чем надо бы и т.д. После завершения процесса, «ответственные лица» прибыли уже не получают. Не получают они и «по шапке», если через время качество сделанного оказывается никудышним. По крайней мере, я о таких случаях не слышал.

Так если качество результата неважно, а прибыльный процесс решает все, зачем нашим «слугам народа» стараться? Ведь можно просто открыть сейф, достать «галочку» и поставить очередной штамп «сделано».

Богдан Василенко

Вам также могут понравиться