Британский принц Майкл Кентский выпил шампанского с экипажем мелитопольского «Ил-76» на авиашоу в Британии

757

На минувшей неделе украинская делегация и авиационная техника Воздушных сил Вооруженных сил Украины принимала участие в международном авиационном показе «The Royal International Air Tattoo-2018» (RIAT), который был посвящен 100-летию Королевских Воздушных сил Великобритании. Возглавлял украинскую делегацию командующий Воздушных сил ВСУ Украины генерал-полковник Сергей Дроздов. Нашу страну представляли два истребителя Су-27 и военно-транспортный самолет Ил-76 авиабригады, базирующейся в Мелитополе.

Что показали и что увидели, с кем встречались на этом масштабном мероприятии, «Суббота плюс» эксклюзивно узнал у командира авиабригады полковника Дмитрия Мымрикова.

В Британию прилетели на «Ласточке» с оркестром

Зрителям пришлась по душе украинская музыка, многие подтанцовывали

— Авиашоу проводятся ежегодно, и нас всегда приглашают на них, — рассказывает Дмитрий Мымриков. — Все это согласовывается через Генеральный штаб, даются предложения от стран, которые заинтересованы в показе военной авиационной техники — своих самолетов, самолетов стран NATO и партнеров. На аналогичном показе на американской базе в Фэрфорде (Великобритания) мы были и в прошлом году. А в этом году в связи с юбилеем Королевских Воздушных сил здесь было зарегистрировано рекордное количество посетителей – 185 тысяч человек. Была техника и представители 43-х государств, более 40 командующих Военно-воздушных сил из разных стран, представлено более 300 самолетов разных наименований. Ну и, конечно, присутствовало все командование армии и авиации Королевских Военно-Воздушных сил и представители королевской семьи.

Фестиваль военной авиации проходил с пятницы по воскресенье включительно. Мы прилетели в четверг, а в остальные три дня выполнялись полеты.

— Дмитрий Викторович, расскажите, пожалуйста, об экипаже.

— В составе экипажа было 11 человек из нашей бригады. Командир экипажа — летчик второго класса майор Олег Зайченко, я летал в качестве инструктора. А еще — штурман, стрелок-радист и т.д. А вообще группа была из 45 человек с оркестром. Оркестр на аэродроме постоянно играл песни на украинском языке, ребята везли с собой инструменты и оборудование. Народ слушал, фотографировался и даже танцевал, там любят танцевать.

— Какой именно «Ил» представлял наши Воздушные силы?

— Бортовой номер 788820, на боку у него написано «Martlet (Ласточка)» — он весь мир облетал, бывал и в Европе, и в Африке. А теперь нам предстоят полеты в Эстонию, Германию, Хорватию, Алжир. У нас часть самолетов оборудована для полетов на международных авиалиниях, а другие самолеты выполняют задачи по Украине.

«ИЛ-76» вызвал неподдельный интерес иностранцев — в том числе благодаря возрасту и надежности

— По сравнению с иностранными, на вид очень крутыми и грозными самолетами, наш могучий Ил-76 выглядит этаким «милашкой» с плавными формами и  спокойной расцветкой. Чем же он интересен иностранцам?

— На этих авиашоу демонстрируется как новейшая техника, которая только поступает на вооружение в странах NATO, так и та, что прослужила больше 10-20 лет, и до сих пор остается в строю, модернизируется новым оборудованием и двигателями. И такие транспортные самолеты. как «Илы» и «Геркулесы», которые в строю еще с 50-х годов, показывают, что они еще продолжают жить и летать, так надежно и дальновидно они сделаны. У нашего самолета есть свои особенности, по тактико-техническим характеристикам он, возможно, непревзойденный. Например, он может садиться и на грунтовую полосу, на раскисшие, неподготовленные поверхности, в том числе и на лед, что на протяжении десятилетия мы выполняем в ходе операции «Северный сокол». Это для нас он привычен, однако привлекает внимание иностранцев.

И, знаете, к нам очень много подходило и простых посетителей, и офицеров, и сотрудников полиции – им всем интересен наш самолет, интересно с нами поговорить, обсудить какие-то проблемы, спросить о нашей жизни, как мы сейчас в настоящей ситуации существуем, какие у нас проблемы есть. Там знают, что идут боевые действия на востоке страны, поддерживают нас очень сильно в этом вопросе, и каждый выражает свою обеспокоенность в этом отношении.

«Трезубец выглядит величественно»

Украину на Британских островах уважают. Стоит подчеркнуть, что только украинский самолет был удостоен чести принимать королевскую особу.

Британский принц на авиавыставке посетил только один самолет — мелитопольский

— Принц Майкл Кентский объехал все самолеты, а посещение запланировал только нашего, — не без гордости рассказывает «Субботе плюс» Дмитрий Мымриков. — В преддверие его визита с нами пообщалась консультативная группа, предупредила, как с ним общаться, потому что он двоюродный брат правящей королевы Елизаветы II. Ему недавно исполнилось 76 лет, но он до сих пор является генерал-лейтенантом авиации (а также генерал-лейтенантом Морских сил и полковником артиллерии).

Он пришел к нам на самолет, мы его тепло встретили – как положено, со всеми необходимыми ритуалами: построение экипажа, представление самолета. Военный оркестр в национальной одежде запорожских казаков – с люльками, в шароварах, женщины в вышиванках — с сопилками и бандурами исполняли украинские песни.

Церемонией руководили наш атташе, непосредственно самолет представлял я как командир бригады – «чистою англійською мовою» обратился к Его Высочеству. Отдали честь, отсалютовали, он подал нам руку в перчатке, мы его поприветствовали, и он сразу перешел на русский язык. Сказал: «Я хорошо владею русским языком, но немножко забываю слова, поэтому мне нужно постоянное общение». Дело в том, что он из династии русских царей Романовых. Я предложил подарить ему песню от Украины – «Запорожский марш», что наши артисты и исполнили. Он внимательно выслушал, похлопал. И уже не по процедуре я его пригласил осмотреть самолет, он с удовольствием согласился. В сопровождении маршала авиации Королевских ВВС мы поднялись в самолет, я предложил принцу выпить на борту по стаканчику украинского «Артёмовского» шампанского. Высокий гость не отказался.

В общении принц был доступным и добродушным. Даже шампанского с мелитопольскими летчиками выпил

— А никто не должен был сначала на всякий случай продегустировать напиток?

— Бодигарды принца позволили это сделать, потому что мы при них откупорили бутылку и выпили.

— Закусили чем?

— Шампанское не закусывается! Принц Кентский сказал, что был у нас в стране в 2011 году: вместе с друзьями доставил в Украину коллекцию из 27 ретро-самолетов, которых во всем мире остались считанные единицы. Тогда его угощали водкой и салом.

«Мне очень понравилось ваше белое мясо» — сказал член британской королевской семьи, подразумевая сало. Он просто забыл, как оно называется. Мы сфотографировались в самолете на фоне украинского и британского флагов. Вручили ему от командования Воздушных сил, от нашей бригады подарки. В частности, нашу  фирменную футболку – такие сделаны для каждого члена экипажа, потому что у военных принято ими меняться. Он сам человек военный и все это понимает. И так как принц высоко оценил наше «Артёмовское», я ему подарил непочатую бутылку шампанского. Гость сказал, что никому ее не отдаст, тем более что там все написано по-русски, он прекрасно читает, а больше никто языка не знает. На этом визит закончился.

Да, еще принц Кентский поинтересовался, как у нас дела, признался, что ему нравится символика Украины, особенно трезубец, сказал, что это выглядит величественно. Подводя итоги общения, сказал, что очень рад нашему присутствию и пообещал и в дальнейшем нас приглашать. Подчеркнул, что был рад нашей поддержке, когда в 2011 году они осуществляли полет над Украиной, уходили дальше на восток, то осуществляли посадку для дозаправки на мелитопольском аэродроме на легкомоторных самолетах. Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский вспоминает, как его тепло встречали на всех аэродромах. Пожелал процветания Украине и нашему городу Мелитополю. Сказал: «Я прекрасно знаю, где ваш город находится, потому что я с высоты полета его видел и даже на аэродроме мелитопольском был. Я не выходил из самолета – только прилетел, дозаправился-улетел». Мы тогда готовили полосу специально под них, потому что они вынуждены садиться через каждые 300 километров.

Да, еще он похвалил наш экипаж, отметив, что мы все рослые и крепкие, сравнил нас со скандинавами. Вы понимаете, что когда такой визит осуществляется, то даже все люди, которые пришли посмотреть на самолет, переключили свое внимание на визит принца к нам. Самолет был практически окружен и все пытались сфотографироваться.

— Сколько же времени продлилось ваше общение?

Примерно минут 20, а затем принц поспешил в Фарнборо, где проходил показ авиационной техники. Пояснил, что там также есть наш украинский самолет Ан-178, который он хочет посмотреть, его интересуют такие самолеты. И еще он хотел найти наших соотечественников – курсантов-отличников Харьковского национального университета, которые выиграли конкурс и поэтому их пригласили в Фэрфорд вместе с преподавателями на авиавыставку. «Я хочу встретиться также с будущими пилотами и техниками самолетов, сказать им напутственные слова, чтобы они держали путь вперед» — пояснил гость.

«Может, ваши деды в этот прицел смотрели на Берлин?»

— В интернете есть красивое видео, как группа украинских самолетов заходила на посадку.

— В Фэрфорд мы летели в сопровождении двух Су-27, которые выполняли непосредственно статический и динамический показы, которые всегда планируются под «занавес» шоу, чтобы интерес публики не остывал. Мы шли на скорости 750 км/час и на высоте 10-11 км, им было очень удобно, комфортно с нами летать, тем более что на большой высоте расход топлива меньше. И так же красиво мы потом уходили. Впереди пошли Су-27, мы за ними ушли, потом они сделали проход опять, помахали крыльями – сказали «Пока», пристроились за нами, и мы взяли курс на Украину.

А вот когда свои летные задачи предстояло выполнять истребителю под управлением украинского аса Александра Оксанченко, то с нашего экипажа начальник связи Александр Гнед уходил на вышку аэродрома и был переводчиком для наших летчиков и англоязычных специалистов. За это его в шутку прозвали «тренер 27-х».

— А какие самолеты понравились вам?

— Очень много было дружественных визитов на наш самолет, приходили коллеги из Германии, Словакии, конечно же, Дании… Мы с командующим тоже посетили самолеты военно-транспортной авиации, очень понравился нам Kawasaki Ci-2 – японский новый самолет, который только произвели. Мы там были, осмотрели, очень интересный самолет. Также очень понравился аналог нашему тактическому транспортному Ан-70, который уже в строю, А400М – пропеллерный самолет с турбовентиляторными двигателями. Представляли его немецкие ВВС, а полеты на нем выполняли британцы. Изумительный самолет, напичкан современной техникой — все в камерах, ночные прицелы в нем есть! Конечно, у нас такого оборудования нет, — вздохнул комбриг, — а авиация на месте не стоит, она движется вперед.

— То есть, было чему позавидовать?

— Было, потому что тоже хочется получать уже новую технику. Например, немцы, разглядывая наше оборудование, немало удивлялись: «Точно это работает – не отказывает у вас? Это очень хорошо». Но когда они увидели наш прицельно-навигационный комплекс, то сказали: «Вот это похоже на «Энигму» — переносной шифровальный комплекс на подводных лодках, который у нас еще был во время Второй мировой войны».

У нас есть и новые системы, но этот ПНК считается основным – он никогда не отказывает. Иностранцев поражает, что у нас есть оборудование современное и есть вообще такое, которое использовалось только в армии во время Второй мировой войны. Удивлялись: «Для чего вам этот комплекс – оптические прицелы?». Мы объяснили, что если все откажет, то этот всегда будет работать. Даже если электрика откажет. «У меня такое впечатление, что еще ваши деды через этот прицел смотрели на Берлин» — пошутил кто-то из немецких коллег.

— Кстати, а русская техника, делегация были на авиашоу?

— Нет, их не приглашали. Не было ни официальных визитов, ни дружеских, ни представителей. Возможно, военный атташе где-то и был российский, но он официально заявлен не был. Не было командующих ни из Беларуси, ни из Казахстана, ни из России – их просто не приглашали.

Барсук летал даже в самолете-невидимке В-2

— Что вас впечатлило в динамическом показе?

— Безусловно, Red roze («Красные стрелы») – пилотажная группа Королевских ВВС, которая считается одной из самых продвинутых в мире. Но мне очень понравился Frecce Tricolor – итальянская пилотажная группа, которая более динамично показала свою программу. А «Красные стрелы» просто более распиаренная группа, хотя выполняют они фигуры, конечно, безукоризненно. Они рисовали в небе сердце, протыкали его стрелой. Очень понравились канадские ВВС, они выполняли полеты на «Миражах» — хорошо летали парой молодые парни лет по 25-26.

— А что, может, удивило или показалось забавным?

— Расскажу об одной «фишке» английского аэродрома. У них есть игрушечный барсук, и если прилетает какой-то новый самолет, его садят в кабину, чтобы он в нем слетал. И этот барсук уже летал на всех-всех самолетах, даже на стратегическом бомбардировщике B-2 Spirit Stealth – самолете-невидимке. И у него уже огромный налет часов! Обратились и к нам: «Этот барсук никогда не летал в Су-27, можно, чтобы он слетал?». Мы его посадили в Су-27, барсук там сидел, выполнили этот полет, после чего в летную книжку барсука записали, что он налетал 14 минут. Представляете, у этого барсука есть своя летная книжка, как у настоящего летчика! А самолету, в котором он летал, презентуют наклейку с его изображением. Зачастую в самолетах есть свои талисманы, зайдешь к японцам – там у них оригами висит, у нас, допустим, зайчик с украинским флагом, наклейки.

— Насколько хорошей была организация авиашоу?

— Великолепной, все было слаженно и четко. И меры безопасности приняты были просто сумасшедшие – машины заезжали на парковки, их досматривали – все открывалось, поднималось, собаки обнюхивали, номера сличали, паспорта проверяли. Даже нас, летчиков, тоже пускали через детектор. В таком случае люди чувствуют себя спокойнее. Посетители съезжались не только со всей Англии, но и из других стран, останавливались в кемпингах, на парковках, разбивали палатки. Там специальные поля для них предусмотрены и обустроены, заведена туда вода, свет, интернет. И вот они в палатках три дня живут и посещают авиашоу. Вечером на аэродроме все выключается, закрывается, все уходят, а утром опять: «Welcome».

Ну а когда заканчивается авиашоу для зрителей, проводится пати для экипажей военных самолетов. Военные летчики могут зайти в кабину пилотов, куда зрителей обычно не пускают. Общение было заинтересованным, непринужденным – прямо-таки одна большая дружная семья!

Немцы превзошли всех – они установили четырехметровый шест, на который надо было взобраться. Всем делали специальную наклеечку на лоб, и если ты добираешься до самого верха и лбом приклеиваешь эту наклейку к потолку, то тебе пиво бесплатно дают – не надо покупать. Не у всех получалось, я скажу, — смеется Мымриков. – Наши ребята не пробовали, но наблюдали за этим развлечением с интересом. Вот так безобидно и весело можно отдыхать после серьезного напряжения, снимать усталость.

Ирина Левченко

Фото из архива Командования Воздушных сил ВСУ, The Royal International Air Tattoo и Андрея Кагирова

 

 

Вам также могут понравиться